Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Поздняя осень — источник надежды

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Поздняя осень — источник надежды 09.11.2021

Митрополит Климент: Поздняя осень — источник надежды

Если жителей среднерусского региона спросить, какой из двенадцати месяцев в году они особенно не любят, можно без труда угадать, что антирекорд поставит ноябрь.

Да, в ноябре природа не радует глаз: солнце прячется за тяжелыми тучами, листья пожухли, оголились стволы деревьев. Промозглая погода с холодными ветрами обостряет недуги. К тому же заметно сокращается световой день, а недостаток света и ярких красок действует удручающе.

Но так ли некрасив ноябрь? Так ли безнадежно депрессивен? Не думаю. Стоит только вникнуть в гармонию его полутонов, и красота последнего осеннего месяца откроется вдумчивому взгляду, и даст ключ к разгадке его мирного послания нашему мятущемуся веку.

Недавно стояла золотая осень с ее пышным многоцветьем. У ноября цветов немного. И это помогает рассмотреть оттенки, нюансы, детали. Если бросить взгляд, все выглядит уныло: серое небо, светло-коричневый ковер из высохших растений и опавшей листвы, темные островки голой земли… А если всмотреться, то иногда мелькнет просинь между облаков, и солнце обрадует редкими лучами, и листья не все еще облетели, и сухостой окажется вовсе не безжизненным: кое-где остались самые закаленные цветы или зеленая травка.

Отсутствие ярких цветов помогает увидеть сущность. Например, деревья. С весны они покрыты молодой листвой, потом зрелой, летней зеленью. Ранней осенью они стоят в буйстве красок, зимой — в снегу. И только поздней осенью нам явлены их силуэты: ствол и ветви, мы лес видим как будто через рентген. Только в ноябре нам видна эта особая геометрия и графика. Мы видим то, что рядом с нами всегда, но в другие времена это чем-то прикрыто, украшено, и только сейчас перед нами суть.

Так и в жизни бывают периоды, насыщенные событиями. Увлекательные путешествия, интересные знакомства, встречи, походы в театр, на выставки, концерты и т.п. сменяют друг друга, принося массу впечатлений. А потом наступает период затишья, когда, кажется, ничего не происходит. Но это время покоя необходимо, чтобы полученные впечатления в нас улеглись, стали по-настоящему нашими, запомнились надолго. В этот период в памяти всплывают и малозначащие моменты, оказавшиеся в тени непрерывной череды ярких событий. Но именно они были наполнены каким-то особым смыслом: душевный разговор за чаем, рыбалка с другом детства, необычного цвета и формы месяц на небе или полевая мышь, запасливо прятавшая корм. Впоследствии может оказаться, что от шумного периода на долгие годы в наших воспоминаниях останутся рябь воды от легкого ветерка да необычно сиявший из-под облака месяц.

Ноябрь дает нам отдых от ярких внешних впечатлений. Другие времена года и даже остальные осенние месяцы по-своему примечательны. Зимой мы любуемся заснеженной природой, ловим крупные снежинки, катаемся с горки, ждем Рождества и Нового года. Весной замечаем, как постепенно пробуждается природа: первые проталины, первые цветы, первая зелень, возвращение перелетных птиц, и, естественно, радость праздника Пасхи Христовой, — воспоминания события, открывшего каждому человеку путь в жизнь вечную.

Завершение весны и начало лета погружают нас в море ароматов: цветут деревья, цветы и кустарники. Лето радует нас щедростью солнца, свежестью гроз и лаской грибных дождей, разнообразием ягод, овощей и фруктов. Много летних впечатлений связано с отпуском. Осень встречает мягким теплом. Приняв эстафету у лета, она продолжает радовать нас урожаем. Потом все вокруг становится багряно-золотым. И, несмотря на ночные заморозки и нередкие дожди, мы убеждаемся, что «у природы нет плохой погоды».

Но вот приходит ноябрь, и нет в нем ничего впечатляющего. Все какое-то тусклое и блеклое. Но это та самая тишина, в которой лучше всего размышлять, познавать, понимать. Ноябрь готов показать нам то, что скрыто в другие месяцы. Он обостряет восприятие, и нам видны полутона. А на их фоне легче различить то, что не заметно меж ярких красок. Думаю, что рисовать ноябрь — особое мастерство. Художник должен до него дорасти. И чтобы увидеть красоту ноября, тоже надо расти — приобретать мудрость, развивать зоркость внутреннего восприятия.

Ноябрьская тишина особая. Мир словно бы замер перед долгим серьезным испытанием — зимой. В этой тишине к сердцу подступают грусть и тревога, как отблеск одиночества, бессилия. Когда у одного из пустынников спросили, не грустно ли, не страшно ли ему жить одному, он с удивлением ответил: «Разве я один? Со мной здесь Господь».

Осенняя тишина создает самые подходящие условия для размышлений о самом важном: о смысле жизни, об отношениях с Богом и с близкими, действительно почувствовать, что Господь рядом. Понять, что не так у нас в этой области — значит сделать первый шаг к исправлению ситуации, какой бы безнадежной она ни казалась. По этой причине ноябрь — это время надежды, а не печали.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные, знакомые нам с детства слова:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

<…>

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ноябрь — время размышлений, тишины и внимания к полутонам в природе, к малым поступкам и словам в нашей жизни. Господь не зря дает нам этот период передышки, осмысления прожитого и подготовки к новому этапу нашей жизни. В поздней осени дышит умиротворяющая тишина, и надо не упустить шанс прикоснуться к ней сердцем, напитаться ее покоем.

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru