Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Что такое Божий дар

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Что такое Божий дар 28.05.2021

Митрополит Климент: Что такое Божий дар

Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудей, просит у нее пить. Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, и как его нужно просить.

Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться.

Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь: богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущены нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества, и, главное, приблизиться к Богу.

Более того, многие святые говорили, что в конце жизни мы будем благодарить Бога за скорби и искушения. Чем больше их было, тем больше будем благодарить. Хотя тяжело с благодарностью переносить скорби, именно они помогают христианину очиститься от страстей.

Конечно, многое зависит и от реакции самого человека на то или иное жизненное событие, его готовности взять крест свой и идти за Спасителем (Мф. 16:24). Если мы этого не делаем даже в благоприятных условиях — это исключительно наша проблема.

Затем святитель Николай Сербский говорит о более глубоком понимании дара: «В духовном смысле под даром Божиим следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Даровав весь видимый мир человеку, Человеколюбивый Господь дарует ему и Себя Самого».

Верующие люди ежедневно молятся: «Царю Небесный, …прииди и вселися в ны». Главная цель христианина — стяжание Духа Святого — Бога в своей жизни. О Духе Святом Иисус Христос и говорит с самарянкой.

Святые отцы тоже напоминают нам об этом. Например, святитель Григорий Палама говорил о Божественной нетварной энергии. Благодать, дарованная Господом, является такой энергией. Бог Сам вселяется в человека, начинает действовать через него. Сознавая это, святые, по молитвам которых происходили многие чудеса, говорили: «Не я, но Бог совершил!» Следовательно, главный смысл трудов, усилий, подвигов не в них самих, а в благодати Божией.

Господа могут узреть только чистые сердцем (см. Мф. 5:8), для этого необходимы немалые усилия со стороны человека, чтобы пытаться освободить душу от страстей. Однако время посещения — когда Бог придет и окончательно исцелит христианина от греха — знать невозможно. Это находится в Его воле.

И все же от человека и его желания тоже зависит многое. В людях нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Любой из нас делает и хорошее, и плохое. Другой вопрос, грех или добро чаще избирает человек? Стремится ли он к Богу или все сильнее отдаляется от Него?

Если человек знает о Боге, но сознательно Его игнорирует — это одно. Однако бывают случаи, когда человек искренне стремится помогать ближним, но настолько увлекается заботами о них, что откладывает духовную жизнь на потом.

В таком случае важно вспомнить, что человек спасается не списком добрых дел, а через достижения единства с Творцом. Какой смысл студенту ходить на лекции, писать конспекты, если он не придет на экзамен? Напрасны его труды. Они не приводят к желанному результату. Так и здесь, Господь, в первую очередь, говорит: «Возлюби Господа Бога твоего» (Мф. 22:37), — и уже после: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Если же правильная иерархия соблюдается, то у человека находится еще больше сил и возможностей, чтобы послужить окружающим.

Как просить у Бога «живой воды» — благодати Святого Духа? В молитвах, которые можно услышать во время богослужения, в домашнем правиле эти просьбы присутствуют. Молитвы, каноны, Псалтирь настраивают человека на правильный формат отношений с Богом. Внимательно читая эти тексты, написанные святыми отцами, мы в той или иной степени проникаемся тем Духом, которым они были написаны. После этого христианин может правильнее молиться о своих конкретных земных нуждах.

Преподобный авва Исаия напоминает, что Божия любовь «не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир». Чтобы слишком не увлекаться земными хлопотами, не откладывать ради них духовное совершенствование, необходимо помнить о цели христианской жизни. Она заключается в том, чтобы еще на земле обрести Христа, обновиться благодатью Духа Святого. Об этом Господь беседовал с самарянкой. Об этом напоминают нам святые православные подвижники. Каждый человек должен возжаждать этой живой воды и успеть вкусить ее в земной жизни!

"Вечерняя Москва"

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru