Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на Всероссийской научно-практической конференции по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на Всероссийской научно-практической конференции по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского 25.01.2021

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на Всероссийской научно-практической конференции по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского

Приветствую участников Всероссийской научно-практической конференции молодых богословов по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. Сегодняшняя тема звучит так: «Вклад святителя Феофана в формирование Русской богословской школы XIX века».

Пытаясь оценить вклад святителя Феофана в развитие русского богословия, необходимо сказать о характере его богословского наследия. Оно, по мнению многих исследователей, не носит строгой догматической формы, но имеет повествовательно-проповеднический строй. Как вспоминал племянник Святителя Н.А. Крутиков, «для него (свт. Феофана) разговор был душою его жизни. Владыка, по-видимому, как бы даже стеснялся что-либо в сухой строго систематической форме излагать». Богословским оружием Затворника было живое и убедительное слово, исходящее от собственного опыта духовной жизни. Именно поэтому письма и проповеди святого выступают в качестве одной из основных форм выражения его богословско-литературного таланта.

Такая форма общения со своим слушателем весьма хорошо подходит, чтобы донести главную мысль святителя о необходимости приобщения Христу и Его Церкви в деле спасения. Для усвоения этой мысли Вышенский Затворник часто обращается к рассмотрению вопросов психологии, нравственного устроения человека, приводит много примеров из Священного Писания и обыденной жизни, иллюстрирующих образец правильных взаимоотношений с Богом. Именно поэтому некоторые исследователи называют богословие святителя прикладным, относящимся к непосредственным нуждам человека, а его проповеди открывают в нем «очень умного богослова», поскольку отвечают на запросы времени и удовлетворяют духовным потребностям общества. Именно поэтому преподаваемое будущим святителем в духовных школах нравственное богословие из разряда второстепенных наук переходит в первостепенные, т.к. он мог показать, что «нравственное учение есть то же вероучение, только осуществленное в жизни и деятельности».

Кратко сказать, богословие Феофана Затворника – это по преимуществу письменно изложенная проповедь или наставление, удовлетворяющие духовные запросы общества или отдельного человека. Если сказать еще короче, богословие святителя Феофана – это богословие душепопечительное!

Можно выделить методы такой богословской работы. В первую очередь это молитва. Всякую свою творческую мысль святитель подготавливал духовно: «…молитвенно переживал, вынашивал, и постепенно из-под его пера выходили творения, равных которым по разнообразию тематики и глубине освещения вопроса можно указать немного». Это общее святоотеческое правило. «Любомудрствовать о Боге можно не всем;… способные к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании», – говорит святитель Григорий Богослов. Это же правило, нужно думать, справедливо не только для экзегетических или переводных трудов, но и для всякой статьи, выходившей из-под пера Вышенского Затворника, будь то статья о переводе Священного Писания или заметка о гибели парохода «Русалка».

Вообще вся жизнь святителя — это опыт внимательного и осторожного поиска Промысла Божьего о себе и в этом тоже можно усмотреть опыт богословской работы, растянувшейся почти на одно столетие. В проповеди на поставление во епископа Тамбовского святой говорил: «Частые и неожиданные перемены в моем служении, и в начале и особенно в последнее время, приучили быть безмолвно покорным всякому назначению, подобясь шару, без треска катающемуся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов». Святитель не предпринимал сиюминутных и необдуманных решений, все в своей жизни доверяя Богу. Известно, что он долго вынашивал мысль об уединенной жизни. Уже после увольнения на покой он долго подготавливал себя к затвору, проверяя себя и по-святоотечески с аскетическим настроем относясь к собственным желаниям. Это открывает в нем трудолюбивого и усердного исполнителя церковных послушаний одно из которых писать для пользы Церкви.

Описанный нами характер святителя, отразившийся на богословской работе, виден и во внешней его деятельности как воспитателя и учителя. Куда бы он ни попал во время своего церковного служения, он стремился к образованию своей паствы. Преподавание, проповедование и наставление, организация издания и редактирование духовных журналов, поощрение к открытию духовных школ, школ для крестьянских детей, школ для детей духовного звания, улучшение быта семинаристов и проч.

Весьма показательно, что современные исследователи подмечают преподавательские таланты святителя-затворника и активно их изучают. Учительство – это один из возможных атрибутов настоящего богослова. Архимандрит Георгий (Тертышников) отмечает, что как для Вселенской Церкви учителями были святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, так и для Церкви Русской учителем был святитель Феофан, Затворник Вышенский. В этом, пожалуй, и состоит основной вклад этого великого церковного писателя в развитие школы русского богословия: глубоко впитав святоотеческий дух, изучив Священное Писание и Предание, святитель Феофан стал для Русской Церкви безошибочным руководителем на пути ко спасению, умея предложить неискаженные временем Евангельские истины доступным и понятным языком.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru