Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Церковь готова помочь писателям

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Церковь готова помочь писателям 22.01.2021

Митрополит Климент: Церковь готова помочь писателям

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Образ Бога в современной литературе».


В эпоху Средневековья люди ощущали, что центром мироздания и человеческой жизни является Бог. О Нем люди так часто слышали из текстов Священного Писания, Его, взирающего на них, видели на иконах и фресках. К Нему обращались в молитвах святые, чьи жизнеописания люди хорошо знали. Так было и в Европе, и в России.
Сейчас ситуация совершенно иная. Нас отделяют сотни лет от того времени, когда человеческое общество не мыслило существования без Христа. За это время в европейской культуре произошли трагические изменения: люди изъяли Бога из сердцевины культуры и стали прославлять произведениями искусства человека.
Сегодня во главе общественной жизни стоит понятие «свобода». К сожалению, в этот термин вкладывают идею не евангельской свободы, а независимости от любых нравственных ограничений. Это свобода предаваться пороку. Сравните, Христос сказал: «Если пребудете в слове Моем, то... познáете истину, и истина сделает вас свободными». И далее продолжил: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:31, 32, 34).
В России описываемый процесс довольно долго сдерживался, но в XX веке он принял чудовищные формы. В советской культуре образ Бога сделался не только категорией, которую пытались вытеснить из умов людей. Долгое время образ Бога целенаправленно подвергали поруганию. Здесь необходимо сделать оговорку: Господь поругаем не бывает (см. Гал. 6:7). Речь идет только о Его образе.
Конечно, мы встречаем раскрытие духовных и нравственных идеалов и в советской литературе, особенно в послевоенной. Но писатели и поэты вводили понятия, связанные с православием, украдкой, с большой осторожностью. Литераторы не могли открыто говорить о Боге в условиях атеистической идеологии. Лишь во второй половине 1980-х годов писатели стали затрагивать в своих произведениях религиозные темы.
Прошло почти тридцать лет с тех пор, как в стране была отвергнуто тотальное господство атеизма. Произошло обращение общества к вере Христовой. Этот процесс и сейчас продолжается, и все больше творческой интеллигенции обращается к Православию.
Сегодня верующих писателей гораздо больше, чем сто и даже сто двадцать лет назад. Диалог Церкви и литературного сообщества становится насыщеннее.
С другой стороны, думается, творцам культуры не всегда хватает евангельского просвещения. Порой известный писатель, тянущийся к Церкви, допускает в текстах ошибки относительно основ веры и устоявшихся в церковной среде понятий. Пишущим людям не хватает знания церковных традиций. Искаженные представления о Православии транслируются широкому кругу читателей.
Есть и проблема иного характера. Современное общество идейно разобщено. Самая трагическая линия раскола проходит, пожалуй, между теми, кто верит в Бога, и теми, кто Его отрицает или же испытывает к Нему полное равнодушие.
Вера это дар. Ее нельзя внушить насильственными методами. В то же время на протяжении десятилетий безверие воспитывалось в людях при помощи средств массовой информации и с применением репрессивного аппарата. Поэтому многие люди даже не осознают значение Бога в своей жизни. Они не понимают, что независимо от господствующей в обществе идеи, без Бога человек всегда будет ощущать себя опустошенным.
Есть представители литературного сообщества, которые своими произведениями обращают взгляд людей к Христу. Но многие писатели и поэты этому противится.
Задача современной отечественной культуры привести людей к мысли о необходимости человека задуматься о смысле его жизни, о важности христианских нравственных идеалов. В этом плане значение литературы сложно переоценить
Творчество писателя, говорящего о Боге, должно основываться на Евангелии. Однако свидетельствовать о Христе необходимо с большой духовной осторожностью, не допуская профанации. Это возможно лишь в том случае, если сам автор причастен к церковной жизни.
Можно ли в наши дни использовать те методы, которые применяли в Средние века? Можно ли вводить Личность Сына Божия, Пресвятой Богородицы и ангелов в повествование о судьбах мира? Или же необходимо использовать другие средства? Сегодня необходимо поговорить именно об этом.
Кроме того, хотелось бы понять, как отражен образ Божий в современной литературе — начиная от наших дней и углубляясь в исследования произведений более раннего времени. Говорят ли писатели о Боге, как о конкретной Личности? Как о Творце и Спасителе? Насколько их представление близко к православному пониманию?
Церковь готова помочь писателям в периоды духовного поиска, готова к беседе с ними. Она никогда не отступалась от Истины, заключенной в Христе. Церковь дала миру образцы высокой литературы, авторами которой были святые отцы. В их книгах запечатлено Слово, которое было и есть Бог (ср. Ин. 1:1).

Москва, 22 января 2021 года










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru