Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Крещенская святыня

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Крещенская святыня 18.01.2021

Митрополит Климент: Крещенская святыня

Накануне и в сам праздник Богоявления все прихожане храмов и многие далекие от веры люди приносят домой святую воду — великую агиасму. Почему пользоваться ею так важно для современного человека?

Каждый школьник знает, что вода по своей природе обладает уникальными свойствами, благодаря которым существует наш мир. Она формирует климат, без нее невозможны хозяйственно-экономическая деятельность, очень многие физические, химические и биологические процессы, а также повседневная жизнь человека.

Знатоки Священного Писания скажут, что с самого начала Библии, при описании сотворения нашей Вселенной, уделено особое внимание воде (см. Быт. 1, 2—10, 20—22). О ее целебном действии по молитвам святых и вере страждущих можно прочесть на страницах книг Ветхого и Нового Завета (см. 4 Цар. 5, 14; Ин. 5, 4). В Евангелии вода нередко выступает как образ благодати Божией. Примером тому служат известные слова Христа в беседе с самарянкой (см. Ин. 4, 14).

Во время Крещения Спасителя вода не образно, а реально обрела благодатные силы. При погружении в Иордан Господь освятил природу вод. В тот момент, по свидетельству Иоанна Крестителя, разверзлись небеса, и Бог предстал миру сразу в Трех Своих Ипостасях: как Отец, Сын и Дух Святой (см. Мк. 1, 9—11). Открыть в ответ на это «все силы естества нашего» Господу призывает святитель Феофан Затворник: «Ненасытно воспримем Бога открывшегося, и насладимся Им. Напитаем им все чувства, все помышления и желания свои».

В христианскую эру вода служит делу спасения человека (Ин. 3, 5; Мк. 16, 15—16; Деян. 2, 38). Начало духовному возрождению и обретению вечной жизни полагается в таинстве Крещения, через которое человек исторгается из рабства греху и становится частью мистического Тела Христова — Его Церкви (см. Еф. 1, 22—23).

Но духовное рождение происходит только раз в жизни, а святую воду можно и нужно принимать ежедневно. Обычно ее пьют с утра натощак с краткой молитвой в благословение на предстоящий день. Употребление святой воды оказывает благотворное действие на всего человека: освящает его тело и душу, направляет мысли на исполнение евангельских заповедей, дает силы творить добрые дела.

Святую воду можно не только пить, но и с молитвой кропить ею жилища и людей, привлекая Божие благословение на свои семьи. Прежде для этого принимали в своих домах священника, но при советской власти этот обычай был почти искоренен, и теперь люди сами совершают кропление с молитвенным пением: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Кроме того, не только в праздник верующие с давних времен прибегают к окроплению святой водой помещений, вещей и самих себя при возникновении внезапных греховных влечений, беспричинной раздражительности, страхов и т.п.

Сегодня, когда евангельские принципы вытесняются из жизни людей самыми изощренными способами, и человек нуждается в духовной защите, которую дают благодатные средства Церкви, крещенская агиасма помогает противостоять напору греховной страстности окружающего мира.

С праздником Крещения Господня поздравляю всех вас!

 

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru