Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Таинственное монашество

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Таинственное монашество 08.12.2020

Митрополит Климент: Таинственное монашество

Что побуждает человека неожиданно бросить все и уйти в монастырь? Это великая тайна, совершающаяся с отдельно взятой душой, но узнать немного о монашестве можно, к примеру, читая дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева).

Записи преподобного повествуют о прибытии его в монастырь, жизни в скиту, постриге в иноческий чин. Николай Митрофанович Беляев, так звали старца Никона до принятия монашества, особое внимание уделял общению с преподобным Варсонофием (Плиханковым), который был его духовником.

Так, 31 мая 1908 года Николай Беляев записал историю старца об удивительном сне, описывающем мирскую и монашескую жизнь. В нем изображалось, будто человек шел по лесу, восхищаясь его красотой, решил присесть на бревно, а оно вдруг зашевелилось. Оказалось, что это был змей. Выбежав из лесной чащи, путник увидел ее охваченной пламенем и окруженной гигантским чудовищем.

По толкованию одного схимонаха, лес, явленный в сновидении, изображал внешне привлекательную мирскую жизнь, где грех стал общепринятой нормой. Отец Варсонофий понял, что это несет с собой погибель для души и тут же удалился в монастырь — выбежал из леса. Только за стенами обители он во всей полноте осознал, как тяжело человеку обрести вечную жизнь в мире, пылающем страстями. Но, как заметил старец, там тоже люди спасаются: «Истинно: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его!» (Ин. 1, 5).

Стараясь запомнить каждое слово, сказанное духовным наставником, Николай Беляев записывал все наставления в дневник.

О монашествующих преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что подобно тому, как небесные светила имеют различия между собой, люди, несшие подвижнический крест, в Небесном Царстве будут различаться по степени славы (см. 1 Кор. 15, 41). Монахи — отрекшиеся от мира и собственных страстей ради Иисуса Христа — удостоятся первой степени. «Вот как велико назначение инока», — повторял старец.

Обычно тем, кто живет в монастыре, сложно ответить на вопрос о причинах прихода в обитель, поскольку у большинства не было для этого явных предпосылок. Сам старец Варсонофий до принятия пострига был блестящим военным — дослужился до звания полковника, а потом неожиданно для всех подал прошение об отставке и пришел в Оптину. Первый оптинский старец иеросхимонах Лев служил у купца приказчиком и довольно успешно справлялся с работой, повидал всю Россию, но в возрасте 29 лет оставил мирскую жизнь.

Большинство иноков об их приходе в монастырь говорят об особом призыве свыше. «Действительно, как я сам мог прийти в Скит, — признается иеромонах Никон, — осуждая монахов, живя самою самоугодливою жизнью, не желая подчинять свою волю никому из смертных, думая даже о браке. Один ответ: Господь привел».

На подобные мысли мудрый старец Варсонофий отвечал своим духовным чадам, что единственное, что они сделали для прибытия в монастырь — это подчинились, когда Господь взял их за руку и привел в иноческую обитель.

В человеке заложено внутреннее стремление к Истине. «Все ищут Бога… да не так», — записал Николай Беляев 18 февраля 1908 года. Джордж Гордон Байрон, Рафаэль Санти вели распутную жизнь, но даже они пытались изобразить Творца в своих произведениях и познать Его.

Через шесть месяцев молодой послушник вновь возвратился к этим размышлениям, описывая случай, произошедший с ним перед приходом в Оптину. Одна молодая дама, которая состояла в браке, ладила с супругом, имела состояние, отметила, что он счастливый человек — станет монахом, и прибавила: «Да, не все могут». Николай Беляев задался вопросом, откуда такое разочарование у человека по мирским меркам состоявшегося. И так происходит со многими, живущими в миру: «ищут, ищут и не находят, ибо ищут… не там, где можно найти».

В другом месте послушник Николай вспоминает историю отца Варсонофия о монахе Феодуле, долгое время трудившемся на кухне. Никто не воспринимал всерьез этого человека, а тот молчал и молился, незаметно перебирая четки. Таким подвигом он достиг великих духовных высот, о которых знал только его духовник — старец Варсонофий.

Когда настало время тяжелой болезни, на вопрос, надо ли ему чего, отец Феодул ответил, что лишь желает быть со Христом, и попросил благословения на предстоящую дорогу, предчувствуя приближение смерти. Старец его благословил. После сообщения об упокоении этого тихо жившего и так благоговейно скончавшегося монаха, отец Варсонофий сказал, что твердо верит — Господь дарует своему истинному служителю Небесное Царство, «и вот на Страшном Суде узнается, кто был разумнее: профессора, художники, ученые, или такие простецы, как отец Феодул».

Монах — это человек, которому неожиданно открылось, как отыскать Истину, по сравнению с Которой все земные блага составляют прах и брение (см. Иов.27:16). Ради Нее человек и бросает все, что держит его в мире, отказывается от привычного комфорта и идет в монастырь. Старец Варсонофий постоянно напоминал своим духовным детям: «Вы пришли сюда искать Бога. Найти Бога – это цель монашеской жизни».

Отречение от мирской суеты является лишь началом долгого и скорбного пути подвижничества. Когда отец Никон был еще послушником, он отмечал, что до прихода во Введенскую обитель бранил иноков, а теперь на личном опыте познал, насколько это тяжкий крест. «Не стал сразу ангелом, — сказал Николай Беляев, — чего я требовал прежде от всякого монаха без разбора».

Невыносим монашеский подвиг для людей, которые стремились попасть за надежные монастырские стены не для спасения, но с иными целями, например, ради обретения покоя или избавления от скорбей семейной жизни. Тем же, кто искренне желает служить Иисусу Христу, этот путь, конечно, приносит скорби, но с их увеличением умножается и Божественное утешение ( см. 2Кор.1:5).

Именно поэтому для монаха очень важно внутреннее горение, самопожертвование, любовь к Господу. В одной из бесед с Николаем Беляевым отец Варсонофий сравнил монашескую жизнь с работой керосиновой лампы. В ней важны все детали — должен быть фитиль, сама емкость, и, наконец, керосин. Но если лампа не светит, то не приносит никакой пользы. Так и в жизни инока все внешнее: распорядок дня, несение послушаний, скудная пища, имеют значение, только если есть огонек.

Преодолевается путь монашеской жизни только с помощью Божией. Об этом рассказывает притча, записанная Николаем Беляевым 11 января 1908 года со слов духовника.

Идет инок по тропе. Его окружают крутые склоны гор, за спиной происходит обвал, а впереди виднеется пропасть. Чтобы не погибнуть, ему необходимо перепрыгнуть через обрыв на выступ в соседней скале. Страшась, погибающий начинает призывать Бога в помощь, и Он посылает ему Ангела, который помогает преодолеть препятствие. Так, монах приобретает опыт жизни во Христе и постепенно достигает Небесных обителей.

«Вот каков путь инока, — говорит отец Варсонофий. — И с Божией помощью его проходят многие легко, ибо: «иго Мое благо, и бремя Мое легко»» (Мф. 11, 30).

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru