Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Неочевидное знание

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Неочевидное знание 27.11.2020

Митрополит Климент: Неочевидное знание

Возможно, вы слышали суждения, что «Верующим достаточно быть порядочными, любить Бога и ближних, а богословские знания им необязательны». Думаю, люди, говорящие так, не знают, что догматы — это основа вероучения, от правильного исповедания которых напрямую зависит спасение человека.

Византию первого тысячелетия, когда складывалась догматическая система Церкви, сотрясало множество богословских споров. Святитель Григорий Нисский даже замечал, что на рынке в то время было сложно что-либо купить: на вопрос о стоимости товара люди пускались в догматические споры. «Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих», — вспоминал святой. В Византии эти вопросы волновали мудрецов и простых людей. Поэтому в вероучении разбирались и торговцы на рынке, и ремесленники, и крестьяне.

На Русь христианство пришло уже в догматически выверенном варианте. По этой причине люди не видели необходимости детально разбираться в вопросах вероучения, главное, хранить принятую веру, чтобы не проникли ереси. Им казалось более важным разбираться в правилах благочестия. Отчасти это привело к обрядоверию — суеверному отношению к обрядам Церкви как к главному спасительному средству. Такое явление впоследствии стало одной из главных причин церковного раскола в XVII веке. Здесь следует отметить, что из епископата никто не поддержал раскол, а ведь, если бы речь шла о серьезном богословском разделении, тогда бы и среди епископов нашлись бы сторонники и противники реформ патриарха Никона. Однако этого не произошло, поскольку архипастыри понимали, что изменения никак не касаются догматов веры, но только внешней обрядовой части.

К сожалению, и сегодня многие верующие довольствуются православием без знания догматов, считая: «я русский, значит, православный», — либо воспринимают его как набор нравственных ориентиров.

«Главное — любить Бога и творить добро. Другой, мол, и догматы знает, а злой, раздражительный», — слышишь иногда такие высказывания. В этом случае люди допускают логическую ошибку – путают понятия. Ведь знание догматов и совершение добрых дел не мешают друг другу, поэтому противопоставлять их неправильно. Знание основ веры только помогает человеку в сложных жизненных ситуациях разобраться и поступить в соответствии с евангельскими заповедями. По мысли святителя Филарета (Дроздова), для благоугождения Богу недостаточно только добрых дел, но в начале нужна и правильная вера в Бога, без которой угодить Ему невозможно.

Богословие многие ассоциируют с академическим знанием. Однако стоит помнить, что догматы являются богооткровенными истинами, необходимыми для спасения каждого православного человека. Как замечал святитель Василий Великий, человек сам по себе ограничен и не может иметь полного представления о естестве Божием, ведь Бог безграничен. Однако Духом Святым людям было открыто знание (см. 1Кор. 2:10—11), доступное нашему пониманию, что в Боге есть, и, «напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, т. е. отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога» (святитель Василий Великий).

В греческим языке для обозначения догматических соборных определений Православной Церкви используется слово «орос» (oros), которое можно перевести как «граница», «предел». Это слово очень четко характеризует, что догматы призваны закрепить те богооткровенные знания о Боге и вере, которые существовали в Церкви изначально, защитить их от искажений.

Не случайно догматы подчас сравнивают с границами дороги, в рамках которых человек безопасно идет ко Христу, не уклоняется в лжеучения: антирелигиозные трактования Священного Писания, искажения евангельских событий.

Цель догматов не запрещать, а помогать обрести спасение. В качестве пояснения приведу такой пример. В эти осенние дни мы вспоминаем, как 22 ноября 1941 года начала действовать автомобильная ледовая дорога — «Дорога жизни». Она была единственной связью жителей блокадного Ленинграда со страной. По этой транспортной магистрали доставляли продовольствие, эвакуировали жителей города. Автомобили пускали по специальному маршруту. Отклонение от него могло грозить тем, что машина и люди проваливались под лед, где участки его были не столь надежны. Понятно, что водители автомобилей старались следовать обозначенному маршруту, соблюдать меры, которые были необходимы для того, чтобы перебраться на другой берег и спастись.

Земная жизнь человека похожа на опасное путешествие по хрупкому льду, итогом которого может стать либо вечная жизнь с Богом, либо вечная смерть. Принципиальным отличием здесь является то, что не случай, а сам человек свободно определяет себе будущую участь.

Знание основ веры помогает людям не впасть в ересь. Догматы являются теми границами единственной спасительной дороги, которая может привести человека ко Христу. А у Него уже нет печали: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

В жизни каждого верующего человека может возникнуть ситуация, когда ему необходимо будет защищать свою веру, как это было со многими православными людьми во время гонений прошлого столетия. Согласитесь, сложно отстаивать то, в чем не очень хорошо разбираешься.

Иногда возникают случаи, когда православному христианину необходимо поддержать сомневающегося человека, или, возможно, рассказать о вере заинтересовавшемуся близкому родственнику, только начинающему ходить в храм. По этим причинам каждому христианину важно изучать основы православной веры, главные из которых содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Поэтому Символ веры поется на каждой Литургии и читается каждый день во время утренних молитв.

Более того, знание догматов напоминает нам о сохранении необходимого баланса в жизни. Например, в Византии существовали две ереси, противоположных друг другу: монофизитство и несторианство. Первая ересь отрицала человеческую природу Иисуса Христа, а вторая — Божественную. Истина же чужда крайностей: Иисус Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. При этом Его человеческая воля во всем следует Божественной, но добровольно.

В этом случае знание догмата напоминает православному христианину о том, что в деле спасения очень важно придерживаться золотой середины: не надеяться исключительно на собственные силы и добрые дела, и, в то же время не бездействовать, уповая только на помощь Божию. Истинное православное отношение заключается в том, что человек прикладывает все силы для исполнения заповедей, но надеется спастись не собственными добродетелями, а милостью Божией (Тит. 3:5—7). Об этом говорит Сам Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Вместе с тем и предупреждает: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Знание основ веры (догматов) не является утилитарным. Оно необходимо каждому православному человеку как стержень духовной жизни и четкие границы пути, который приводят человека к Богу, делая его наследником вечной жизни.

«Вечерняя Москва»


 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru