Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Просить и ничего не делать 18.09.2020

Митрополит Климент: Просить и ничего не делать

Нередко современный человек переоценивает собственные силы, действия, возможности. Бывает и другая крайность, когда он считает, что усилия не нужны. Стоит только попросить, и все само собой получится.

«Человек — творец своей судьбы», — эта точка зрения транслируется в СМИ, в интернете, на тренингах по тайм-менеджменту, личностному росту. Люди, которые придерживаются ее, полагают, что все в жизни зависит от правильного настроя, больших усилий, значительных поступков. Они, действительно, не ленятся и шаг за шагом идут к желанной цели.

В таком взгляде на жизнь есть слабые стороны. Человек не обращается к Господу с просьбой о помощи, самонадеянно полагая, что сам может всего достичь, и подчас игнорирует других людей с их проблемами, стремлениями и желаниями.

Рано или поздно в жизни случаются непредвиденные обстоятельства, небольшие неудачи и крупные провалы. Излишне уверенный в себе человек может оказаться совсем не подготовленным к такому ходу событий. Даже самые детально проработанные планы могут измениться под действием обстоятельств, которые Бог допускает.

Бывает и противоположная крайность: человек обращается к Господу с просьбой о чем-либо, но не предпринимает для достижения желаемого никаких усилий. Подчас он даже начинает роптать, что столько времени молится, а «результата никакого». Неизменной же составляющей истинного доверия воле Божией является самоотверженный труд.

Приведу пример. Женщина жаловалась, что ее младшая сестра никак не может устроиться на работу, говорила: «Молитва не помогает!» Когда люди, желавшие помочь, спросили об образовании сестры, выяснилось — только школа. Да и серьезной работы, на постоянной основе, она раньше и не имела: то разносила пиццу, затем работала в рекламном бюро промоутером, потом устроилась агентом удаленных продаж. На вопрос, не обучается ли сестра сейчас в среднем или высшем учебном заведении, не посещает ли курсы, чтобы получить профессию. Женщина ответила: «Она не учится. Сейчас все так стремительно меняется, а вдруг к моменту выпуска эта специальность уже будет не нужна?» Оказалось, девушка сама толком не определилась, в какой сфере хотела бы работать.

То есть, старшая сестра молилась о даровании младшей сестре хорошей работы, но не подсказала ей, что нужно нарабатывать опыт, получать образование, а, главное, реально оценить свои способности и не стремиться сразу после школы заработать деньги.

Младшая не делала для приобретения специальности ничего, считая, что так заработает деньги и проживет. Однако не случайно же человек одарен способностями, разумом, физической силой. Вспомним слова Божии, обращенные к Адаму после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Эти слова прямо указывают на необходимость труда, который стал неотъемлемой частью человеческой жизни. Следует прикладывать усилия, анализировать собственные поступки, а не рассчитывать, что все появится вдруг, без особых стараний.

С такими случаями сталкиваешься не часто, но постоянно встречаются частные проявления двух крайностей. Более того, в разных ситуациях им может быть подвержен один и тот же человек. В некоторых случаях он упорно надеется только на себя, забывает о том, что есть воля Божия, в других — предается мечтам, не предпринимая для их осуществления никаких усилий. Например, он просит здоровья, но не хочет отказываться от вредных привычек; желает посетить святые места, но не пытается даже узнать о паломнических поездках. Человек говорит, что стремится преуспеть в духовной жизни, но, как только требуются усилия, предпочитает поддаться действию страсти. Примеры можно было бы продолжать.

Очень важно избегать крайностей: постоянно работать над собой, но не рассчитывать на свои силы, а постоянно просить помощи у Бога. По словам священномученика Петра Дамаскина, лучший путь, чтобы достичь духовного преуспевания — это отсечение собственных хотений, ведь, как отмечал святитель Игнатий Брянчанинов, только воля Божия, действующая во всем существе человека, может объединить разрозненные дух, душу и тело, «только волею Божиею может исцелится воля человеческая, отравленная грехом».

 

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru