Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Крещение Руси и образ святого князя

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Крещение Руси и образ святого князя 28.07.2020

Митрополит Климент: Крещение Руси и образ святого князя

Многие люди, говоря о результатах Крещения Руси, вспоминают о духовных плодах, культурном обогащении, политических и социальных усовершенствованиях, которые стали возможны после приобщения к достижениям Византийской империи. Безусловно, все это так, и сегодня мне особо хотелось поговорить о человеке, с жизнью которого связано это решающее событие отечественной истории.

Что заключает в себе Таинство Крещения? Оно, по словам апостола Павла, имеет в себе образ смерти и жизни. Смерти по отношению к греху и обновленной жизни с Богом. Человек дает обещание перед Господом сочетаться Ему, и каждому христианину предстоит подтвердить этот обет не только словами, но и собственной жизнью.

Для многих киевлян, принявших святое крещение, особым образцом стала жизнь равноапостольного князя Владимира. Любовь к нему народа подтверждается добрым именем, какое ему дали люди: «Красно Солнышко».

Давайте вспомним момент, когда князь Владимир готовился к святому крещению и неожиданно ослеп. Воинственный князь вдруг познал и немощь, и даже полное бессилие. Он, по призыву разума желавший креститься, приложил к этому и глубокое внутреннее стремление.

Князь крестился в 988 году и был назван Василием. Когда он выходил из святой купели, то произошло чудо — он прозрел, и прозрел не только телесно, но и духовно. «Теперь я познал истинного Бога!» — сказал он.

В дальнейшем, как мы знаем, князь был прославлен в лике святых. Не каждый может вместить, почему православные люди так глубоко чтят святого князя. Некоторые вспоминают его былую жестокость и воинственность. Но в том все и дело, что житие князя вновь подтверждает два момента, столь значимых для верующих. Православная Церковь считает, что святые — это не люди, прожившие без греха, а люди, победившие грех. И второе: Господь настолько милостив к человеку, что готов воскресить, казалось бы, совсем погибшую душу. Покаяние возможно для любого из нас, главное, чтобы человек преисполнился решимости и не возвращался к греховной жизни.

В этом плане пример князя Владимира воодушевляет. Он правил Русью тридцать семь лет (978–1015), из них двадцать восемь лет прожил праведно, будучи православным христианином. Надеждой на Бога и упорным трудом над собой, полным самоотречением, ему удалось полностью изменить собственную жизнь, и соблюсти обет, данный в таинстве Крещения.

Князь стал хранить верность одной супруге — царевне Анне. Он стал заботиться о нищих: по его повелению им развозили необходимые вещи, деньги и еду. По указанию князя появились больницы и богадельни. Более того, из разных семей собирали детей для обучения грамоте. Они читали Священное Писание и постигали основы веры.

Особо князь заботился о строительстве храмов. Самой большой стала посвященная Пресвятой Богородице церковь в Киеве, впоследствии прозванная Десятинной. Она получила такое наименование, потому что князь пожертвовал на ее содержание десятую часть от своих земель и доходов.

Был даже такой показательный эпизод. Князь Владимир не хотел карать смертью разбойников, усматривая в этом нарушение заповедей Божиих. Только убеждения духовенства побудили князя применять к ним более жесткие меры наказания.

«Ново творение во Христе яви тя, по Святем Крещении, образ жития твоего», — говорит о просветителе Руси Святая Церковь. Сложно было увидеть более значимую перемену в человеке. Князь развил в себе добродетели милосердия, кротости, смирения, воздержания, целомудрия. Не случайно в акафисте равноапостольному князю Владимиру поется: «Радуйся, образ новаго жития всем людем твоим в себе показавый…»

Впоследствии, следуя примеру отца, и его сыновья всем сердцем восприняли христианское учение: к лику святых были причислены святые страстотерпцы Борис и Глеб, благоверный князь Ярослав Мудрый.

Князь явил пример праведной жизни не только своему близкому окружению, но и всему русскому народу, поэтому за добродетельную жизнь, милостивое отношение к людям, заботу о них люди говорили о нем, как о «красном солнышке» и «Владимире Святом».

Господь призывает: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Следуя этим словам, святой князь Владимир не только стал для верующих образцом исполнения многих заповедей, но и просветил светом христианской веры всю Русскую землю. Принятие христианства означало изменение мировоззрения славянских народов, нравственных ориентиров и принципов, по которым строилась жизнь всего общества и каждого отдельного человека. Постепенно из разрозненных племен сформировался новый народ и новое государство, в основу жизни которого полагалось служение Богу.

Исследователь истории Российского Православия митрополит Макарий (Булгаков) так писал о значении Крещения Руси: «Это событие есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. Здесь решилась вечная судьба всех будущих сынов России; здесь же, некоторым образом, решилась вся последующая судьба и их временного, земного отечества». Тем значимее личность князя Владимира, трудами которого произошло это событие.

Святой равноапостольный князь Владимир умер для греха и стал жить для Бога (Рим. 6:11). И мы молимся ему, чтобы и наша жизнь была подтверждением того обещания, которое мы дали во время святого крещения: «Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, преблагий пастырю наш…да не безплодна будет в нас насажденная тобою святая вера».

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru