Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Наши невзгоды

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Наши невзгоды 16.06.2020

Митрополит Климент: Наши невзгоды

Одна женщина подошла к священнику с вопросом, при этом сама едва сдерживала слезы: «Батюшка, как нести свой крест, когда нет никаких сил?» И далее продолжала: «У меня столько бед! Видно, я так нагрешила в жизни, что у Бога ничего, кроме скорбей, для меня не осталось. Ладно, пусть так, но научите, как тянуть эту лямку изо дня в день, когда так безрадостно на душе, так горько, скорбно, что волком выть хочется?»

Да, действительно, в жизни у каждого человека много испытаний, но одного рецепта на всех не пропишешь, ситуации у всех разные. У одного проблемы в личной жизни, у другого – на работе, у кого-то проблемы в семье и так далее. Но с точки зрения христианства нельзя говорить о том, что все, что с нами происходит плохого – происходит исключительно за наши грехи, в наше наказание. Наши невзгоды – это процесс нашего исцеления, те лекарства, которые мы должны принять, чтобы освободиться от своих страстей.

Непросто в таких обстоятельствах довериться Богу, но учиться этому необходимо. Речь не идет о пассивном состоянии: «доверься и страдай». Необходимо действовать в соответствии с обстоятельствами по Евангелию, потому что между Богом и человеком должно быть сотрудничество, синергия. В любых ситуациях присутствует не только воля Божия, но и воля человека, – тот элемент, который Господь у нас не отнял.

Если бы все в мире было безусловно, у нас, наверное, не было бы проблем, а была бы некая заданная программа действий в человеке, перепрыгнуть которую никто не мог бы: ты – пекарь, ты – программист, ты – врач, и ничего другого никому не дано, даже в профессиональном плане. Не говоря уже о более сложных сферах человеческой жизни. Кто бы обрадовался такому состоянию «добрых роботов»? Но так как человек – существо вольное, одаренное отголоском творчества от своего Творца, ему дана свобода действовать по-своему выбору.

Чтобы не отклониться от Евангелия, каждый день мы должны делать ревизию свой души, выметать из нее мусор – страсти, и покупать, выражаясь словами преподобного Серафима Саровского, добродетели, – приобретать их теми способами, которыми лучше владеем. Но как быть, когда душу охватывает уныние? Это бывает со всеми. Но чтобы этого не было, надо знать способы борьбы с унынием, и в случае необходимости применять их.

Прежде всего, полезно несколько раз повторить молитву: «Слава Богу за все». Можно начать читать 90-й псалом. Кроме молитв, можно сделать, пусть и через силу, без всякого желания, любое маленькое полезное дело: быстрым шагом обойти близлежащий парк, при этом размышляя о красоте созданного Богом мира; помыть полы дома или посетить знакомого пожилого человека и помочь ему навести порядок в квартире; что-то приготовить и угостить сослуживцев, а если будут силы – прочесть главу из Евангелия, или даже просто отрывок из любимой книги. И тогда, пусть на маленькую «йоту», на душе станет легче. Человек должен пробовать разные способы, искать, что подходит именно ему в преодолении уныния.

Есть такая поговорка: даже для того, чтобы просто стоять на месте, а не сползать вниз, надо быстро двигаться. Это применимо и к духовной жизни: и в ней человек постоянно должен прилагать усилия, стремиться восходить вверх. Мы должны помнить, что Господь не сказал, что Царство Небесное дано нам безусловно: ничего не делайте, все спасетесь. Он особо подчеркнул, что Царство Небесное «нудится», т.е. достигается через применение усилия, и всегда – через несение креста.

У каждого свой жизненный крест. У кого-то это больной ребенок, или одиночество, или потеря здоровья и прочее. Надо молиться Богу, просить сил и вразумления, чтобы понять, для чего даны такие жизненные испытания, и как в этих условиях сохранить верность Христу, и каковы пути исправления, если это возможно.

Приведу пример из жизни. Одного священника пригласили в семью, в которой пятеро детей. Самый старший – инвалид детства. И детки в этой семье многое умеют. Когда родителей нет дома, один ребенок подогреет еду, другой помоет полы, третий посидит рядышком с больным братом, поговорит, почитает, ведь тот прикован к постели.

Братья и сестры, видя страдания своего брата, проявляют милосердие, сострадание, любовь. Уже сейчас эти дети имеют счастье общения между собой и родителями и больным своим братом, счастье заботы о другом и дарить ему радость. Придет время, и родители состарятся, и никто из них не будет говорить с укором: «Я за братом памперсы менял, теперь еще и за родителями ухаживать». Они с детства знают, что человек может оказаться в ситуации ограниченных возможностей, ущемленный в физическом плане, и с детства научены помогать, смотреть не только на свое «хочу – не хочу», а видеть и понимать страдания другого человека.

Дети из этой семьи готовы многим пожертвовать для того, чтобы их брат стал чувствовать себя лучше, чтобы он был в другом настроении, чтобы произошло исцеление, потому что все они, вместе с родителями, молятся об этом Богу. Эти дети и к взрослой жизни будут относиться по-другому. Навряд ли они будут роптать, что, вот, мол, каша сегодня без масла. Они знают, что есть более страшные вещи, с которыми другой человек живет ежеминутно: боли, конвульсии, да просто неспособность самостоятельно встать с постели, чтобы дойти до окна и взглянуть на Божий мир. Я думаю, что у них «крест» будет совершенно по-другому восприниматься, и они способны будут взять его и следовать за Христом. Ведь Сам Господь говорил: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10, 38). Оказывается, нельзя идти за Христом, если не берешь свой крест и не несешь его! Без креста идти за Христом бесполезно.

Перед крещением, на огласительных беседах, мы напоминаем людям о том, что христианство – это религия, не проповедующая удобства жизни, а показывающая путь подвига, призывающая постоянно трудиться, исправлять себя, вытаскивать свои недостатки из глубины души и работать над ними. Причем, «выкорчевывание» из души одной какой-нибудь страсти может занять не один год, а то и не одно десятилетие – так они порой глубоко укоренены в душе человека. Но без этого труда христианство будет номинальным.

Человек, через Крещение, добровольно вступает на христианский путь. Соответственно он должен взять на себя и все остальные обязанности, которые на христианина возлагаются. Мы должны пройти свой путь по-христиански, жить полноценной литургической жизнью, Таинствами Церкви, чтобы в нашей жизни был и опыт покаяния и исповеди, и опыт причастия, и опыт молитвы.

И если человеку дан крест, надо не убегать от него, не закрывать глаза, не топить горе-тоску в вине, а рассмотреть его, как врач – больного, подумать, что можно предпринять, какие способы уврачевания здесь под силу, и начать действовать.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru