Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Не для многих глаз…

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Не для многих глаз… 02.06.2020

Митрополит Климент: Не для многих глаз…

Замечали ли вы, что сегодня многие не просто живут, а создают «фоторепортаж» о себе? В условиях самоизоляции эта особенность стала еще заметнее.

Сегодня тысячи людей публикуют в социальных сетях фотографии с супругами или возлюбленными, детьми и близкими друзьями. У современного человека есть стойкая потребность фотографировать или снимать на видео буквально все, что с ним происходит, и делиться этим с окружающим миром.

Не случайно в заглавие я вынес слова Уильяма Шекспира. Классик призывал самое сокровенное держать при себе, не давать чужим людям приблизиться к сокровенному:

«Люблю, — но реже говорю об этом,

Люблю нежней, — но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, что перед светом

Всю душу выставляет напоказ».

Люди как будто живут перед фотообъективом. Даже «работают» на камеру, чтобы показать себя благополучными, счастливыми, безупречно красивыми. Вряд ли мы увидим на фотографиях овсяную кашу на воде или подгоревшие оладьи, порванные обои или дверь, которая еле-еле держится на петлях. Каждый кадр задуман, подготовлен, отредактирован. Человек желает похвастаться лучшим из того, что имеет. Он создает свое маленькое шоу.

Конечно, я не говорю, что не надо совсем фотографироваться и публиковать снимки на своих страничках. Главный вопрос в цели: руководит ли человеком желание помочь, поделиться профессиональными знаниями или же заставить окружающих завидовать, привлечь внимание к собственной персоне. Бывает, что садовод делится серией фотографий с теми, кто увлекается выращиванием цветов, или человек приглашает окружающих на малоизвестное, но впечатляющее мероприятие и публикует фото с него. Но надо ли любить, дружить, готовить, строить, покупать, путешествовать, встречаться, ужинать, гулять «для многих глаз»?

Зачем, к примеру, размещать в социальных сетях фото ботинок, которые были куплены? Особенно, если речь идет не об особенных ботинках и не о бедном человеке, который впервые за долгие годы приобрел новую обувь. Супруги приготовили один из самых популярных салатов. Несмотря на это, каждый из них опубликовал фотографию в соцсетях и перечислил ингредиенты. Для чего?

У людей входит в привычку рассказывать о повседневных мелочах и семейных новостях всему свету. Постановочные фото невольно делают постановочной саму жизнь, а внутренний мир семьи, мир близких друзей — все это, как сказал Шекспир, «не для многих глаз…».

Люди радуются, огорчаются, ссорятся, мирятся, отмечают вместе праздники. Они дорожат друг другом. Зачем им выставлять свою жизнь, полную красок, на всеобщее обозрение? Семья вечером собралась в саду. Листва шелестит, и под еле различимый шепот ветра течет беседа близких людей. Вечер теплый, над головой высокое небо, звезды горят. Родители и дети наслаждаются происходящим, для чего же делиться этим со всем светом? В чем цель? Ведь настоящее счастье тихое, сокровенное.

Были и есть культуры, в которых супруги в кругу семьи в присутствии родных сохраняют подчеркнутую сдержанность, раскрывая свои супружеские чувства только наедине. И такие браки сохранялись на всю жизнь.

Сегодня же супруги беседуют друг с другом в открытом пространстве социальных сетей, сидя в соседних комнатах или даже в одной. Зачем? Для чего нужно столько внешнего? Неужели для того, чтобы спрятать недостаток внутреннего?

Мы видим множество фото, на которых запечатлены внешне счастливые супружеские пары. Так происходит день за днем. Люди улыбаются перед объективом. Внизу множество подписей с выражением чувств друг к другу. Посторонний человек невольно узнает о жизни семьи довольно много личного. А потом улыбчивый мир вдруг дает трещину. Порой брак рушится. Невозможно жить под прицелом камеры и быть постоянным героем заметок в социальных сетях. Семье нужен собственный сокровенный мир. Дружеские отношения тоже слишком близкие. Излишняя публичность их разрушает: постепенно уничтожает искренность между людьми.

То же касается духовной жизни. Почему Господь обличал фарисеев? В них было много показного, внешнего благочестия, в то время, как сердце их оставалось окаменевшим, неспособным принять Божественную Истину (см. Мф. 15:8). Иисус Христос призывал этих людей думать о внутреннем содержании заповедей, но эти люди больше заботились о формальном соблюдении закона: напоказ постились, молились, совершали дела милосердия, чтобы другие непременно их видели. В результате фарисеи отступили от Бога (см. Мф. 27:1—25). Они так и не смогли увидеть в себе грех и искренне покаяться, к чему призывал Господь (см. Мф. 4:17).

Когда вдруг случается радостное событие, хочется прокричать о нем, кажется, на весь мир. Но должно быть в жизни и такое, о чем никто не должен знать: самое дорогое, недоступное чужому взгляду. Особенно если это касается вопросов веры и взаимоотношений с самыми близкими людьми.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru