Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Верные Христу

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Верные Христу 01.05.2020

Митрополит Климент: Верные Христу

В это воскресенье православные верующие вспоминают подвиг святых Жен Мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Их память празднуется всегда в Неделю 3-ю после Пасхи, ведь этих святых объединяет особая верность Господу, которую они проявили, когда Спаситель был гоним, страдал и умер на Кресте.

Об Иосифе и Никодиме, тайных учениках Христа, и святых Женах Мироносицах в Евангелии говорится немного. Упоминается, что некоторые женщины следовали за Христом и Его учениками, служили им своим имением. Образы этих людей отчетливо предстают перед нами только в самые трагические моменты евангельской истории: во время страданий Господа и Его погребения.

Когда апостолы покинули Учителя и спрятались, ожидая возможного ареста, святой праведный Иосиф Аримафейский — иудейский старейшина, который слушал учение Христа и понимал, что Он и есть Мессия, — пришел к Пилату и упросил его отдать тело Христа для погребения. Этим поступком он навлекал на себя гнев законников, жертвовал высокой должностью и даже рисковал жизнью.

К нему присоединился праведный Никодим, фарисей, член синедриона. В Евангелии упоминается, что этот благочестивый человек стремился защитить Иисуса Христа, когда Его пытались схватить (Ин. 7:50—51). После смерти Господа он помог праведному Иосифу снять с Креста тело Спасителя и похоронить Его в новом гробе, который праведный Иосиф купил для себя. Поспешные похороны состоялись в пятницу поздно вечером, потому что следующий день – «суббота была день великий» для иудеев и нельзя было совершать никаких дел.

В решающий момент опасения за свою репутацию и за устойчивость положения в обществе отходят у Никодима и Иосифа на второй план. Они делают то, что повелевает им совесть, ведь тела казнённых преступников были никому не нужны, и их обычно погребали в общей могиле. Необходимо было позаботиться о теле Господа.

Суббота стала днем великой скорби для всех учеников Спасителя, а ранним утром в воскресенье к гробу с сосудами мира направились Мария Магдалина, Мария Клеопова, Марфа и Мария, сестры праведного Лазаря, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие.

Эти женщины во время проповеди неотступно следовали за Христом и не покинули Его во время крестных страданий. Вера привела их к Голгофе — месту распятия Господа — вопреки страху смерти. Женщины видели происходящее, оплакивали Иисуса Христа, утешали Божию Матерь. Они были свидетельницами погребения Господа и видели, что на тело Его не возлили благовоний.

Желая послужить Спасителю, в воскресный день, невзирая на опасность, Жены Мироносицы поспешили к Его гробу, чтобы до конца исполнить необходимое для погребения Господа — помазать Его тело миром (Лк. 24:1—10).

Надеялись ли Иосиф, Никодим, Жены Мироносицы, на воскресение Господа, когда видели на Кресте Его уже мёртвое тело? Ни у кого из них упования на воскресение Христа не было, ведь даже самые ближайшие ученики в момент опасности усомнились в пророческих словах Спасителя.

Не только законники связывали обетование о Мессии с восстановлением земной славы царства Израилева. Изначально так же его понимали и апостолы. Например, на это указывает вопрос одного из апостолов накануне Его страданий: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин. 14:22). Об этом свидетельствует просьба ближайших учеников Господа Иакова и Иоанна Зеведеевых быть по правую и по левую руку от Христа, когда Он воцарится над Израилем (Мк. 10:35—45). За этой просьбой скрывалось желание стать приближенными нового царя. Похожие воззрения были и у других учеников, а Господь вразумлял их. Каждым словом и поступком Он пытался донести до них мысль, что Царство Его не земное (Ин. 18:36).

В полной мере ученики Христовы смогли это понять, только когда Господь воскрес. А в те дни, когда их Учителя неожиданно арестовали, стали пытать и предали позорной смерти, апостолов преследовали сомнения: неужели Тот, Кто творил такие великие чудеса, был так милостив к людям — не Избавитель Израиля? Их сердца были в тот момент полны разочарования.

Апостолы понимали: если их Учителя подвергли казни, то в скором времени и за ними придут. Ученики постоянно находились со Христом, Его именем изгоняли бесов и творили чудеса (см. Лк. 10:1—17). Они были свидетелями воскрешения Лазаря, а иудеи хотели казнить всех, кто стал свидетелем этого чуда. По этим причинам апостолы боялись иудеев, спрятались в доме и заперли двери (Ин. 20:19). Они не ждали воскресения Господа, хотя Иисус Христос много раз говорил о нем (см. Мф. 20:19; Мк.10:34; Лк. 18:33).

Точно так же об этом не помышляли и Жены Мироносицы, праведные Иосиф и Никодим. Если у современных христиан уже есть понимание, что Господь восстал из мертвых, Он и есть Истинный Сын Божий, Который дарует верующим в Него жизнь вечную (см. Ин. 20:31), то тогда на это не было надежды. И женщины, оставшиеся верными Спасителю, и тайные ученики Господа, которым пришлось открыть веру во Христа, чтобы предать Его погребению, рисковали всем. У них не оставалось надежды на чудо, но были верность Христу и безграничная любовь к Нему.

После воскресения Господа придет время, и апостолы проявят свою веру в Иисуса Христа, будут бесстрашно проповедовать о Спасителе всем народам, претерпят за Него мучения и смерть. У каждого из них будет особый крестный путь к славе в Царствии Небесном. Поэтическими словами сказал об этом блаженный Петр Хрисолог: «Женщины идут прислуживать Христу, апостолы Христа принимают страдания. …Женщины проливают елей, апостолы проливают кровь. Женщины изумляются смерти, апостолы идут на смерть».

Но в эти святые пасхальные дни мы особо вспоминаем тех людей, которые, еще не зная, что Иисус Христос спасет мир от власти смерти и греха, и которые служили Ему, невзирая на смертельную угрозу. Возможно, именно поэтому Господь является сначала Женам Мироносицам, как сумевшим проявить верность Господу в решающий момент, а только потом апостолам.

Пример Жен Мироносиц и учеников Христовых показывает, что истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой. Мы чтим память святых, которые предпочли отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви к Господу. Будем и мы молиться, чтобы в решающий момент Бог даровал нам мужество остаться верными Ему.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru