Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Лазарева суббота — Чудо для уверения

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Митрополит Климент: Лазарева суббота — Чудо для уверения 11.04.2020

Митрополит Климент: Лазарева суббота — Чудо для уверения

Поздравляю читателей и сотрудников газеты «Коммерсантъ» с праздником! Перед тем как в последний раз войти в Иерусалим, Господь Иисус Христос направляется в Вифанию. В Евангелии неоднократно упоминается это селение, находящееся недалеко от Иерусалима на восточной стороне Масличной горы. Спаситель не раз останавливался в Вифании и там наставлял людей в вере (см. Лк. 10:39; Мф. 26:6–7). Однако перед Своими крестными страданиями Он открывает ученикам, что это посещение будет особенным, ведь друг Его Лазарь умер. Господь говорит апостолам таинственные слова: «Радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (см. Ин. 11:15). Смысл сказанного они смогут понять лишь после воскрешения умершего. Господа встречают плачущие люди, в числе которых и сестры покойного Марфа и Мария. Они высказывают надежду, что, если бы Спаситель был рядом, Он не допустил бы умереть их брату (см. Ин. 11:21; Ин. 11:32). В человеческом понимании женщины являют глубокую надежду на Христа как на Человека Божия, великого Чудотворца, однако ее недостаточно, чтобы увидеть славу Божию. Для этого необходимо уверовать, что Господь не просто пророк, а Сам воплотившийся Сын Божий, во власти которого жизнь и смерть (см. Ин. 5:19–30; Ин. 11:25). Спаситель спрашивает у Марфы, имеет ли она такую веру, и сестра Лазаря исповедует перед всеми, что «Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (см. Ин. 11:27). Что представляет собой человек через четыре дня после смерти? Когда Иисус Христос просит убрать камень от гроба Лазаря, Марфа пытается остановить Спасителя словами: «Господи! уже смердит» (см. Ин. 11: 39),— и вновь Он призывает ее веровать. Господь произносит молитву, в которой раскрывается особый смысл чуда: оно совершается для уверения, что Иисус Христос — Сын Божий (см. Ин. 11:41–42). Перед многими свидетелями Христос призывает Лазаря выйти из гроба, и оживший мертвец, окутанный погребальными пеленами, послушно предстает перед Спасителем (см. Ин. 11:44). Чудо одинаково было явлено и ученикам Господа, и иудеям, опечаленным смертью Лазаря, однако каждый из них сделал свой выбор. Одни исповедовали Иисуса Христа Богом, последовали евангельским заповедям и наследовали вечную жизнь, а другие не приняли долгожданного Мессию, предали Его на смерть и по делам своим приняли осуждение. Наконец, чудом воскрешения Лазаря Господь предзнаменовал грядущее воскресение из мертвых всех людей. Оно стало возможным только через вольные страдания, смерть и воскресение Самого Спасителя. Если Лазарь ожил для земной жизни, то Христос стал первенцем из умерших (см. 1 Кор. 15:20), открывшим человечеству врата рая. После Своего воскресения Иисус Христос предстает перед учениками уже в новой плоти, в измененном, преображенном теле, какое будет у людей после всеобщего воскресения. Господь оживил Лазаря, и казавшееся отдаленным явилось перед людьми живо, отчетливо, неожиданно: так внезапно настанет для человечества грядущее воскресение, Страшный Суд. Потому Господь призывает людей бодрствовать, быть внимательными к своей духовной жизни, чтобы в любой момент предстать готовыми перед Богом (см. Мф. 24:30–44). Грядущее воскресение из мертвых, по словам преподобного Ефрема Сирина, будет одинаковым для всех, «только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие — тьме». Каждый пожнет те плоды, для взращивания которых он трудился во время земной жизни. Одни обретут вечную жизнь с Богом, другие — вечные мучения. Для тех, кто ожидает Спасителя еще в этой жизни, стремится очистить сердце и жить по заповедям, нет страха смерти. Она для них приобретение (см. Фил. 1:21), потому что избавляет от земных скорбей и страданий, открывает двери в бесконечную блаженную жизнь со Христом. Земная жизнь — это драгоценное время, данное людям на подготовку для перехода в вечность. Оно зыбко, и с ее окончанием только то будет иметь значение, какие добрые дела человек успел совершить, насколько приблизился к Богу. Дорогие братия и сестры, сегодня, в праздник воскрешения праведного Лазаря, желаю вам твердости духа, мужества в стяжании добродетелей. Горести, какими бы тяжелыми они ни казались, временны. При правильном настрое человека, вере в помощь Божию и решимости бороться с грехом душа очищается скорбями. Земная жизнь быстротечна, словно сон, но именно она приближает время, когда «Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения», говорит архимандрит Тихон (Агриков).

«Коммерсантъ»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru