|
||||
|
31.03.2020
Юрий Козлов: Время читать хорошие книгиКоронавирус, карантинные изменения в повседневной жизни людей и тревожные экономические реалии не могли не затронуть книжное дело. Удаленкой сотрудников издательств и редакций журналов не удивить — они давно освоили этот метод. Но если крупные издательства способны пережить трудные времена, то этого никак не скажешь про рядовой состав литературного воинства — периодику. Главный источник существования литературных журналов — подписка. Весна — время подписной кампании на вторую половину года. До подписки ли сейчас библиотекам, общественным организациям и гражданам? Большинство типографий в России работает на импортном оборудовании, используя импортные материалы. Понятно, что цены на их услуги в ближайшее время вырастут. В начале года много говорилось о государственной программе поддержки «толстых» литературных журналов. Сейчас про нее никто не вспоминает. Перспективы, одним словом, невеселые. Но есть и лучики света в картине удаленного карантинного бытия. Отправленный в насильственное уединение народ инстинктивно потянулся к старой доброй классической книге. Статистика продаж в онлайн-магазинах свидетельствует о возросшем интересе читателей к проверенной временем серьезной литературе. Возьму на себя смелость утверждать, что куда большее, чем клиенты онлайновых магазинов, число людей обратило свой взор на оставшиеся дома запыленные, давно не снимавшиеся с полок тома. В какой-то момент человеческое сознание перестает выдерживать напряжение противоречивой, нервной, перенасыщенной информацией и эмоциями интернет-действительности. Оно отключается, уходит в гармоничный, но подзабытый и оттого ставший непривычным мир живой бумажной книги. Домашняя обстановка, непривычное ощущение, что «некуда спешить», располагают к осмысленному и вдумчивому чтению. У многих под рукой пирамиды отложенных, но непрочитанных книг. Уже и не вспомнить названия тех, что внизу. Самое время взяться за них. И совсем не обязательно это должны быть скроенные по законам «довирусного» времени романы каких-нибудь распиаренных авторов. Лучше обратиться к восстающей, как птица феникс из пепла забвения, русской и мировой классике. Это истинная литература, умеющая умирать и возрождаться. Она не боится заглянуть в самую душу человека, чтобы пробудить в нем силу, мужество, глубину понимания жизни и смерти. Классика учит нас поступаться второстепенным, временным ради подзабытого в суете главного, вечного. Это то, что сегодня необходимо всем. Уединение в карантине — редкая возможность определить свое место на необратимо и пугающе меняющейся карте бытия. «В периоды брожения и распада, — писала в свое время Надежда Мандельштам в воспоминаниях «Вторая книга», — смысл недавнего прошлого неожиданно проясняется, потому что еще нет равнодушия будущего, но уже рухнула аргументация вчерашнего дня, и ложь резко отличается от правды. Надо подводить итоги, когда эпоха, созревавшая в недрах прошлого и не имеющая будущего, полностью исчерпана, а новая еще не началась». Уединение в карантине — это свидание человека с самим собой. Самое время взять в руки любую достойную книгу, например Киплинга, и насладиться такими строчками: «И если можешь быть в толпе собою, / При короле с народом связь хранить, / И, уважая мнение любое, / Главы перед молвою не клонить…» Не только перед молвою, но и перед любыми испытаниями. Хочется верить, что книга вернет себе достойное место в новой, еще не начавшейся эпохе. Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции Источник: Вечерняя Москва
|
|