Издательский Совет Русской Православной Церкви: Помощник председателя Издательского совета выступил на конференции «Феномен святости в истории Русской цивилизации», прошедшей в Нижнем Новгороде

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Помощник председателя Издательского совета выступил на конференции «Феномен святости в истории Русской цивилизации», прошедшей в Нижнем Новгороде 29.11.2019

Помощник председателя Издательского совета выступил на конференции «Феномен святости в истории Русской цивилизации», прошедшей в Нижнем Новгороде

28 ноября 2019 года помощник председателя Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента, лауреат Патриаршей литературной премии Дмитрий Володихин сделал пленарный доклад на конференции «Феномен святости в истории Русской цивилизации», проведенной Нижегородской духовной семинарией и Нижегородским государственным университетом имени Н.И. Лобачевского. Выступление было посвящено теме «История канонизации святого Филиппа, митрополита Московского. К 450-летию со дня мученической кончины».

В докладе раскрывалась особая роль святого Филиппа в истории Русской церкви и русской святости. Святитель Филипп пострадал за веру, поскольку отказался благословить массовые репрессии опричнины, считая их несовместимыми с духом евангельской любви. В декабре 1569 года он принял мученическую смерть в Тверском Отроче монастыре от рук опричника Г.Л. Скуратова-Бельского, пребывая в одиночестве, бедности, униженном состоянии.

Однако образ стойкого, бескомпромиссного пастыря, преданного вере, оказался сильнее политических обстоятельств. Иночество Русского Севера, прежде всего, Соловецкой обители, последовательно добивалось канонизации Филиппа – сначала как местночтимого святого, а затем как общероссийского. В 1590 году святой блаженный государь Феодор Иоаннович распорядился передать соловецким инокам мощи святителя Филиппа для перенесения их из Тверского Отроча монастыря на Соловки, и уже тогда речь шла не об «останках», а именно о св. мощах. В 1636 году соловецкий постриженик патриарх Иоасаф I ввел в печатную Минею службу святителю Филиппу, а в комментарии к обстоятельствам судьбы его назвал Филиппа «сокровищем некрадомым». Десять лет спустя мощи святителя были перезахоронены в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря и заключены в особую раку. А в 1652 году митрополит Новгородский (будущий патриарх Московский) Никон совершил путешествие на Соловки, чтобы забрать святые мощи и доставить их в Москву. Никон зачитал царскую грамоту государя Алексея Михайловича, где говорилось, в частности, о преступлении, совершенном против святителя. Царь смиренно «преклонял свою власть» перед Филиппом, печалился о грехе, совершенном Иваном Грозным, и молил святого позволить увезти его мощи в столицу России.

При въезде в Москву св. мощи были встречены великим многолюдством. Церковные иерархи, аристократия, посадские люди сопровождали ковчег со св. мощами до Красной площади. А среди тех, кто нес его, был и сам государь Алексей Михайлович. Так святитель Филипп, претерпев за веру унижение, страдания и лишившись жизни, вернулся в Москву как великий наставник духовный и высокочтимый пример для всей иерархии Русской церкви.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru