Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Если можешь, помоги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Если можешь, помоги 26.11.2019

Митрополит Климент: Если можешь, помоги

Однажды человек, явно взывая к справедливости, попросил Христа: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк. 12, 13). Но Господь отказал ему со словами: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12,14). Стоит ли нам восстанавливать справедливость?

Просьба, адресованная Христу, формально не нарушала традиции израильского народа. В истории Ветхого Завета сказано, что в свое время люди приходили с тяжбами к пророку Моисею, к царю Соломону, и тем приходилось входить в разбирательство и творить суд. Но Христос в данном случае этого не делает, поскольку цель Его воплощения иная. Он пришел в мир не для того, чтобы судить, а чтобы спасти мир (ср. Ин. 12, 47).

Христос неоднократно избегает роли Судьи, защищающего справедливость и наказывающего виновных. Он не осудил даже женщину, взятую в явном грехе — прелюбодеянии, воззвав к совести тех, кто привел ее на суд (см. Ин. 8, 3—11). Также и в случае раздела наследства: Христос пробуждает совесть желавшего получить справедливую часть, предупреждая о духовной опасности накопительства (см. Лк. 12, 15) и призывая тратить земные богатства на милостыню (Лк. 12, 33). Таким образом, Господь уходит от юридической справедливости, чтобы обратить внимание человека на более важные вопросы: подготовку своей души к вечности.

В иных случаях Спаситель откликается на просьбы о помощи и посылает то, что более всего необходимо оказавшимся в нужде людям: исцеление недужным, хлеб голодным, недостающее вино для заключения брака. Он совершает явные чудеса для укрепления веры Своих учеников, но не потворствует желанию поставить Его божественное всемогущество на постоянное обслуживание приземленных человеческих потребностей.

Временные удовольствия нередко затмевают в людях духовные стремления. Когда Христос накормил пять тысяч человек, свидетели этого чуда попытались провозгласить Его своим Царем не потому, что признали в Нем Бога, а ради даром полученного куска хлеба (см. Ин. 6, 26), в надежде, что подобные угощения станут повседневными. Когда же Господь начал говорить о духовных тайнах спасения: о причащении Ему верующих — многие люди, даже уже верившие в Него, не приняли этого учения (см. Ин. 6, 66), ведь оно не представляло житейского интереса.

Господь пришел на землю ради выполнения Своей небесной миссии — привести человека к Богу Отцу. Вот почему ответ человеку, взывавшему к справедливому разделу наследства, Спаситель завершает словами о ценности достижения Небесного Царства, превосходящей все земные попечения и человеческую справедливость (ср. Лк. 12, 31).

В житиях святых и подвижников благочестия можно найти немало примеров терпения ими несправедливости: наветов и незаслуженных оскорблений в свой адрес. И это не только люди первых времен христианства, но и наши современники. В Калужской области многие знают старицу Сепфору, которая почила в 1997 году. Ее могила находится в монастыре Спаса Нерукотворного в селе Клыково. Когда она жила в миру, ее обвинили в воровстве двух мешков картошки. Град оскорблений и насмешек обрушился на нее, но сама она в ответ молчала и дочерям запретила себя защищать. Это продолжалось два года, пока не обнаружилось, кто был настоящим похитителем.

Когда ее спрашивали, почему она так поступила, матушка Сепфора объясняла, что когда-то давно, страдая от холода, она попросила у знакомой кофту и не вернула вещь по первому ее требованию, потому что ничего другого из теплой одежды не имела. Теперь она терпела незаслуженные оскорбления ради очищения совести за свой давний проступок. Такова была духовная высота этой верующей женщины. Она воспринимала несправедливые обвинения как возможность сделать еще один шаг навстречу Царству Божию, в которое «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21, 27).

Конечно, на такое способен не каждый, у всякого своя мера терпения. Если мы не можем вытерпеть несправедливость, то, по совету аввы Дорофея, лучше спокойно сказать об этом обидчику. Иначе можно довести себя до неадекватной реакции.

Архиепископ Иоанн Шаховской, замечает, что чувство справедливости ввергает в тоску, когда мы добиваемся ее по отношению к себе. Но это прекрасно, когда мы заботимся о справедливости к другим людям. Однако и в этом случае следует соразмерять свои силы с обстановкой. Например, хулиганы пристали к одинокому прохожему, и это видит пожилой человек. Как ему встать на защиту справедливости? Ввязываться в драку бессмысленно. Но ему по силам вызвать полицию.

Надо каждый раз смотреть, чем можно помочь, и действовать. Если не самому, то позвать на помощь других, но не малодушествовать, а поступать по совести.

Вот реальный пример из нашей жизни. Мужчина обратился к женщине с просьбой: «Простите, там ребенок плачет. То ли потерялся, то ли еще что случилось. Подойдите, поговорите с ним» — «А сами Вы не можете подойти?» — «Не могу. Обо мне могут подумать дурное — что я к нему пристаю. А мне его жаль, не могу оставить его без помощи». Таковы реалии нашего времени: мужчина, который подошел к одинокому плачущему ребенку, вызывает подозрения. И неравнодушный человек привлек внимание посторонней женщины, чтобы чем-то помочь.

Может быть, живя в современном мире, вообще не стоит вступаться за справедливость, побуждать других к деятельному сочувствию, а просто жить своей жизнью, следить за собой и стараться не грешить? Такая позиция — тоже крайность. Не стоит ссылаться на несовершенство окружающих нас обстоятельств. «Хотя бы и весь мир огорчал нас, — сказал святитель Иоанн Златоуст, — но если мы не огорчаем себя сами, то ничто не будет для нас тяжким».

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru