Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Единство Церкви и народов через подвиг новомучеников

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Единство Церкви и народов через подвиг новомучеников 18.10.2019

Митрополит Климент: Единство Церкви и народов через подвиг новомучеников

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Подвиг новомучеников», прошедшей в Минске.

Народы наших стран имеют много общего. Это не только языковая группа, географическая граница, историческое прошлое. Главное, что нас объединяет — это православная вера. Сразу после Крещения Руси в 988 году на территории современной Беларуси появились две православные епархии — Полоцкая в 992 и Туровская в 1005 году. С тех пор братство во Христе наших народов является основой их добрососедства и взаимопонимания. Даже в те годы, когда они оказывались на территории разных государств, Православная Церковь на территории Беларуси всегда оставалась канонически единой с Русской Церковью.

В советскую эпоху наши народы жили в одной стране, но это было атеистическое государство, которое объявило Церковь врагом, а верующих — неполноценными членами нового общества. В качестве демонстрации слома старого мира разрушали и уродовали храмы Божии, преследовали и физически уничтожали верующих. XX век поистине стал горнилом испытаний для всей Русской Православной Церкви.

Идеологи победившей революции всеми силами старались раздробить, расколоть единство верующих во Христе. Сначала поставили Церковь вне государства и всех его институтов (прежде всего — школы), запретили церковную благотворительность и другую общественную активность, строго ограничили религиозную жизнь стенами храма, а затем повсеместно закрывали храмы и монастыри, с цинизмом предавали поруганию их святыни. Внутри Церкви государством насаждалось обновленчество, которое при всей своей карикатурности на Православие внесло раскол в среду духовенства и мирян.

Воинствующие атеисты безапелляционно вторглись в личное пространство людей, чтобы разобщить веру и повседневную жизнь, уничтожить в каждом доме, в каждой душе последний намек на религиозность. Было сделано все, чтобы оставить человека в звенящей пустоте, без благодатного общения во Христе, в духовном голоде, о котором предрекал пророк Амос, имея в виду «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8, 11).

Некоторые из современников усматривали в богоборчестве советской власти отечественную версию протестантской реформации. Приведу строки из поэмы «Россия» Максимилиана Волошина:

Мы не вольны в наследии отцов,

И вопреки бичам идеологий

Колёса вязнут в старой колее:

Неверы очищают православье

Гоненьями и вскрытием мощей.

Многим казалось, что вихрь модернизации общества сметет Церковь, но этот Дом, основанный на Камне — Христе, устоял (ср. Мф. 7, 24—25). Сейчас мы пресыщены благодатью Божией. Множество храмов, монастырей, православных учебных заведений и обществ доступны для всех желающих. Трудно себе представить, что в 30-40-х годах прошлого века как особо тяжелое преступление рассматривались общественная молитва и сохранение внутрицерковного согласия. Именно это было поставлено в вину священномученику Павлину (Крошечкину), который после служения епископом Калужским был архиепископом Могилевским.

Разрушая Церковь, советский строй преследовал епископат, как объединяющее начало, консолидирующее верующих вокруг Христа. Священномученик Павлин посвятил свою жизнь сохранению церковного единства, объединению во Христе искренне верующих сердец. Когда он уврачевал раскол автокефализма в Белоруссии, его деятельность была расценена властями как «практическая работа по созданию единого церковного контрреволюционно блока».

Жизненным принципом этого общего для наших народов святого стали слова 145 псалма: «Буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 145, 2). По свидетельству очевидцев, во время служения в Калуге он ввел пение церковных молитв сообща всем приходом, что укрепляло дух верующих, помогало людям вдумываться в смысл богослужебных песнопений. Так было на других местах его епископского служения и даже в трудовом лагере в Кемеровской области, где он отбывал свое наказание. За организацию там молебных пений священномученику Павлину был вынесен смертный приговор.

Общность подвига новомучеников и исповедников ХХ века объединяет современных православных в России и Беларуси. Наши предки даже под страхом страданий и смерти старались сохранить веру во Христа. От этого духовного богатства не отреклись и добровольно согласились на мученичество сотни тысяч православных самых разных национальностей. Благодаря их самоотверженному подвигу сегодня мы можем молиться у святынь, которые сохранились ценой их крови и страданий.

Во Христе нет национальности, и сегодняшняя наша встреча служит тому доказательством. Мы продолжаем сообща молиться и трудиться на благо Церкви и наших государств вопреки новым козням врага рода человеческого, который всегда сеет раздор между людьми и народами, всячески увлекает их в пропасть погибели. Мы видим, как обесценивается в обществе институт семьи, в какой упадок приходит нравственность, какое безразличие культивируется в людях к спасению собственной души и к процветанию своей страны. Статистика разводов, абортов, суицидов является результатом отступления от Бога и Его замысла о человеке.

Православная Церковь обладает духовным потенциалом и немалым запасом средств для противостояния всем негативным тенденциям, которые ведут современного человека к саморазрушению. Одним из таких средств является православная книга, главной среди которых является Евангелие. Из этого чистого источника мы узнаем о смысле жизни, об истинных ценностях, о нашем предназначении.

Менталитет наших народов сформирован Священным Писанием и Священным Преданием, которое мы приняли более 1000 лет назад. Наши традиции и культура взращены верой во Христа Спасителя и стремлением воплотить евангельские идеалы в земной жизни людей. Наша классическая литература выросла на христианской нравственности, на православном отношении к Богу и созданному Им миру, к окружающим людям и к своей вечной душе. В книгах запечатлена память многих поколений наших народов, их стремление в Небесное Отечество и забота об Отечестве земном. Наши предки не были агрессорами, но всегда вставали на защиту Родины, твердо отстаивали свои границы и духовные ценности. В православной книге сохраняется та духовная и нравственная база, которая позволяет вернуть в жизнь современных людей евангельскую истину и смысл человеческого бытия по замыслу Творца.

На основе православной литературы, на примерах жизни и подвига новомучеников и исповедников ХХ века сегодня мы можем и должны строить действенную систему нравственного воспитания и полноценного образования молодежи. Это необходимо для правильного развития общественной жизни наших стран в согласии, при поддержке нашей общей Православной Церкви.

Для этого нам следует как можно больше знать о подвиге новомучеников, помнить их имена. Ведь расплывчатые и неконкретные представления о том, что пришлось пережить верующему человеку в советское время, вряд ли смогут вдохновлять и укреплять современных людей. В 2019 году конкурс рукописей и печатных изданий «Новая библиотека», который проводит Издательский совет Русской Православной Церкви, направлен на раскрытие подвига новомучеников и исповедников ХХ века.

Сегодня мы нуждаемся в литературных произведениях о реальных людях: епископах, клириках, монашествующих и мирянах, — которые проявили твердость духа в отстаивании православной веры и верности Христу в прошлом столетии. Будь то рассказы, повести или романы — независимо от жанра, необходимы произведения, которые несут современному человеку, особенно нашей молодежи правду о подлинных героях духа, не отступивших от Православия под натиском карательной машины и пострадавших за стойкость в вере совсем недавно.

Важно, чтобы в литературных произведениях о новомучениках, как в любом историческом труде, сведения о героях были достоверными. Безусловно, художественное произведение — не монография по истории, и художественные дополнения там могут быть, но не вымыслы. В целом же исторические реалии желательно передать как можно более точно, образ новомученика сделать живым, интересным читателю, не искажая его духовный облик.

Подчеркну, что на конкурс «Новая библиотека» принимаются рукописи, поэтому попробовать свои силы могут не только известные авторы, но даже те, кто только начинает свой творческий путь.

Упомяну еще об одном нашем проекте. Международный детско-юношеский литературный конкурс «Лето Господне» имени Ивана Шмелёва направлен на то, чтобы молодые люди обратились к классическим жанрам нашей литературы и попробовали свои силы в создании литературных произведений. С первого сезона в нем принимают участие представители учащейся молодежи Белоруси, и мы ежегодно называем среди них призеров. В этот конкурс также включена тема новомучеников, и белорусские школьники присылают яркие произведения на эту тему.

Мне и другим членам жюри конкурса запомнились конкурсные работы Дарьи Малейкович из Негневичей Новогрудского района. Дарья принимала участие несколько раз. Вот отрывок из ее сочинения «Земля наша намоленная», где она передает разговор внучки с бабушкой:

«А я никак не могла понять, отчего мне особенно радостно молиться у иконы Пресвятой Богородицы. Всё казалось, что где-то раньше её видела:

– Так это ты отнесла её в монастырь?

– Пусть утешает она всех добрых людей, — улыбается бабушка. — А как-то по весне, лет пять назад, приехали к нам люди незнакомые. Спрашивали об иконе. Это были внуки того солдата, из Ульяновска приехали. А я, старая, растерялась, даже имени его не спросила. Они, значит, помнили. Вот как бывает, внученька.

Память… Десятки лет хранить икону… Десятки лет смотрели глаза Пресвятой Богородицы на всех, кто рождался, жил, помирал в этом доме. И нельзя было перед этими глазами ни слукавить, ни предать».

И далее в рассказе говорится о храме, как его любил народ, и что он против воли народа был закрыт, а солдат вынес из храма иконы и передал тогда еще молодой бабушке.

Сочинение Дианы Костян из Бобруйска рассказывает о преподобномученике Серафиме Жировическом — православном миссионере, который был осужден за то, что старался сохранить веру в людях. Он ходил по селам Восточной Белоруссии и рассказ о Христе. Его жизнь была наполнена чудесами. Об этом в литературной форме рассказывает юная писательница в своем рассказе.

Работы белорусских школьников всегда отличают глубина чувств и бережное отношение к земле, которую так легко утратить, если не хранить отеческую веру. Их участие в конкурсе, как и многих других школьников из Украины, Казахстана, стран Дальнего Зарубежья, вносит в процедуры конкурсного отбора радость и подъем от осознания, что современные верующие, даже разделенные государственными границами, одинаково понимают смысл человеческого бытия и сохраняют Православие как главную ценность.

Мы должны больше знать о нашей Православной вере и подвиге новомучеников, которые своей жизнью эту веру сохранили.

Минск, 16 октября 2019 года, выставка-форум «Радость Слова»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru