Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: В чьей ты власти?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: В чьей ты власти? 18.10.2019

Митрополит Климент: В чьей ты власти?

Человек в Таинстве крещения получает особый дар Духа Святого, который содействует выполнению им главной цели жизни — спасению, раскрытию в своей жизни Царства Божия. Оно достигается человеком еще здесь на земле: «Царство Божие внутри вас есть и прилагающий усилия восхищает Его». Значит, как говорит Христос, оно внутри нас уже заложено, только, чтобы им обладать, каждый должен внести свою лепту.

Для нормальной жизнедеятельности организма глаза выполняют одну функцию, ноги — другую, уши — третью. Так и в Церкви каждый имеет свое служение. Если оно выполняется правильно, то это идет на благо не только самому человеку, но и всей Церкви.

Как христианину определить, что в духовной жизни он находится на верном пути? Есть ли признаки спасения, и как человек может определить свое приближение к Господу?

По словам преподобного Нила Синайского, «в какой мере мы приближаемся к Богу, в такой свирепствуют на нас демоны». Но мы не оставлены на их произвол, ибо Господь всегда рядом и держит руку на пульсе человеческой жизни. Он попускает нам только те искушения, которые мы в состоянии перенести, и которые нам полезны.

Почему же демоны не трогают тех, кто не ищет спасения во Христе и не стремятся к Нему? Таковые уже полностью находятся в их власти. Оппоненты возражают, что многие люди могут честно работать, не воровать, не допускать супружеских измен, добросовестно воспитывать детей, то есть жить, в сущности, в соответствии с евангельскими нормами, но без Христа. Почему же тот, кто не верит в Него, должен быть непременно «во власти демонов»?

Дело в том, что мы получаем спасение не в качестве награды за правильный образ жизни, мужество или благородные поступки. Спасение человека совершено Христом, и обрести это спасение можно только одним путем — через единство с Ним. Как может спастись тот, кто, при всем своем правильном образе жизни, не желает этого единства? Дело в том, что спасение и есть единение с Богом.

Нет никаких иносказаний и преувеличений в утверждении, что нормальный, честный, добрый человек, ответственный работник, семьянин и так далее, но не верующий во Христа, находится во власти злых духов. От рождения каждый человек оказывается под властью дьявола, таковым его делает первородный грех. И когда человек принимает Крещение, то он освобождается от этой власти и переходит под власть Христа. В таинстве Крещения человек отрекается от сатаны и трижды плюет на него. Если же человек принял Крещение, но игнорирует нормы христианской жизни, не молится, не ходит в храм, не исповедуется, не причащается Святых Таин, то он возвращается во власть дьявола.

Христос говорит, что изгнанный злой дух спустя некоторое время возвращается. Если он видит, что «дом» его чист, прибран, но пуст, то берет с собой семь злейших духов и вселяется там (см. Мф. 12, 43—45). Христианин, который после Крещения не делает ничего, чтобы в нем обитал Господь, и есть тот чистый, но пустой дом. Когда же он начинает трудиться в исполнении евангельских заповедей, Сам Христос наполняет его сердце (см. Ин. 14, 23). Но если христианин не ищет Бога, не призывает Его, то Он и не приходит. Только лукавый дух прибегает к обману и хитрости, и даже к насилию, используя прежние греховные привычки и нажитые страсти.

Пока человек жив, он каждый раз выбирает, чью сторону принять: дьявола или Бога. Достоевский образно говорил об этом, что дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человека. Мысль вполне православная. К кому человек повернется, с тем и соединяется своей душой. Конечно, бывает и так, что мы в течение одного дня многократно поворачиваемся то в одну сторону, то в другую.

Как же нам верней приближаться к Богу? Как не опоздать с этим самым главным делом в жизни? На земле христианину надо быть странником, а своим жилищем считать Царство Небесное. Еще римляне в древние времена выбивали на могильных памятниках надпись: «Прохожий, помни!» Помни, что час смертный не за горами.

Жить подобно страннику сложно, особенно когда человек молодой, и ему кажется, что впереди еще очень много времени. Но если взять подумать, что осталась всего неделя жизни, тогда все мы будем оценивать по-другому. Ну, пусть не неделя, а год, два… десять лет и т.д. Разве это большой срок? Сейчас и молодые люди говорят, что время мчится. Земная жизнь в любом случае конечна, и все мы знаем, что рано или поздно настанет время оставить все земное — завтра, или через год, или десяток лет, главное здесь не когда она закончится, а как закончится.

Нам не ведомо, какой срок нам отпущен, смерть может прийти внезапно, о чем свидетельствуют выгравированные даты на плитах. Человек, живя на земле, должен помнить, что он призван к вечности, а поэтому бессмысленно все свои силы тратить только на земное благоустройство. Его призвание обрести путь к Богу и делать все, чтобы соединиться с Ним еще в этой жизни.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru