Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Священные книги Православия 16.04.2019

Митрополит Климент: Священные книги Православия

Великим постом в православных храмах за богослужением чаще, чем в иные дни, читаются книги Священного Писания. Также полностью прочитывается Евангелие от всех четырех евангелистов. Устав предписывает прочитать Четвероевангелие в первые три дня Страстной седмицы на часах, но на практике к этому чтению приступают раньше – начиная со второй недели. Это делается для того, чтобы верующий человек глубже проникся спасительным подвигом Христа, ведь Священное Писание – это слово Божие, данное человеку как руководство к жизни. Христианин, который не может присутствовать на богослужениях в будние дни, должен дома читать Евангелие, и за Великий пост прочитать повествование хотя бы от одного евангелиста.

В житии святого Паисия Святогорца есть любопытный рассказ. К старцу пришли молодые люди, утверждавшие, что самостоятельно найдут путь к Богу. Когда настала пора уходить, гости попросили геронду, чтобы тот показал им, как дойти до монашеской обители. «Вы ведь не нуждаетесь в помощи? — сказал преподобный. — Подумайте, если так сложно найти дорогу и до монастыря, как вы без руководства собираетесь достичь Небесного Царства»? Один молодой человек, пораженный этими словами, проговорил: «А батюшка, кажется, прав».

Для христианина Священные книги Ветхого и Нового Завета — это путеводитель в Царство Божие, по ним он проверяет правильность своей жизни.

После грехопадения человек испытывал тяжелейшие муки запоздалого раскаяния. Адам отдалился от Создателя, однако Бог не желает грешнику смерти, но лишь вечной жизни и спасения (ср. Иез. 33, 11), поэтому Он дарует людям обетование о рождении Мессии. На протяжении многих тысяч лет людей, верных Богу, укрепляли слова этого откровения. О приближающемся времени рождения Спасителя напоминали израильскому народу пророки и боговдохновенные мужи. Написанные ими книги об истинной вере составляют Ветхий Завет.

Обетование исполнилось: Сам Сын Божий воплотился, жил среди людей, пострадал за них, искупив грехи всего человечества, воскрес и вознесся на Небеса со славою. Иисус Христос заключил с людьми Новый Завет, то есть договор.

Изначально слова Спасителя передавались в устной форме. Однако со временем евангелисты, руководимые Духом Святым, записали их, чтобы вероучение не было искажено.

Тексты Священного Писания имеют различное назначение. Есть пророческие книги, содержащие предсказание о будущем, где находятся указания для народа израильского, по которым можно было понять, что Иисус из Назарета — не только долгожданный Помазанник, но Сам Сын Божий. Господь после Своего Воскресения напоминает растерянным, недоумевающим Луке и Клеопе откровение о Себе и укрепляет их веру (см. Лк. 24, 27): Он говорит им: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24, 44).

Почему в дни Великого поста, когда мы готовимся встретить Светлое Христово Воскресение, на богослужениях так часто читают тексты из Ветхого Завета? Потому что слова святых царя Давида, пророков Моисея, Иеремии, Исаии, Захарии и других напоминают нам о причинах пришествия в мир Спасителя, о том, что для спасения человечества Ему предстояло претерпеть страдания и крестную смерть.

В Новом Завете к пророческим книгам относится Откровение апостола Иоанна Богослова, где рассказывается о будущем всего мира и Христовой Церкви.

Некоторые части Священного Писания, такие как ветхозаветные книги Бытия и Царств, повествуют об истории обетования и хранения веры в пришествие Мессии, а книга Нового Завета «Деяния святых Апостолов» рассказывает о благовестнических трудах самих апостолов. Ряд других книг, например, Псалтирь, Екклесиаст, Притчи царя Соломона, имеют учительный характер. Они настраивают человека на самоанализ и восстановление утерянной связи с Богом через покаяние. В Новом Завете такими книгами являются апостольские послания. В них содержатся первые толкования евангельских истин и духовные наставления.

Важное значение для христианина имеет Пятикнижие Моисея – книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Книга Бытия показывает нам, что началом всего сущего является Бог, Он первопричина мира. В этой книге содержится великий план Бога о человеке и передается Первоевангелие – первое указание о пришествии Спасителя (Быт. 3, 14–15). Все последующие книги Ветхого Завета готовят людей к принятию Христа и Его откровения, содержащегося в Евангелии — главной книге для каждого христианина.

Книги Священного Писания взаимно дополняют друг друга (ср. Мф. 5, 17). Они охватывают разные стороны человеческой жизни, рассказывая о способах достижения главной цели — единства с Богом. Более того, само чтение их благотворно влияет на душу человека. Авва Пимен рассказывал такую притчу. По своим свойствам вода мягкая, а камень очень твердый. Однако когда к камню провели желоб, по которому текла вода, она постепенно пробила камень. Так и бесчувственное сердце человека может измениться от чтения слов Священного Писания.

Книги Ветхого и Нового Завета боговдохновенны. Они написаны избранными людьми по вдохновению Духа Святого и известны по всей земле. Несмотря на усиливающуюся злобу гонителей и стремление уничтожить христианство, проповедь о Воскресении Христовом распространилась по разным континентам. Среди православных можно найти представителей самых разных народов: русских, греков, сербов, японцев, американцев, конголезцев, якутов, узбеков, турок и т. д.

Подлинность Священного Писания оберегается Церковью Христовой, Которую основал Сам Спаситель, а охраняется она Духом Святым (см. Ин. 14, 26). Нередко православные христиане жертвовали своей жизнью, чтобы сберечь подлинность и неизменность своего вероучения. В чем же причина этого? Надо понимать, что вера заключается не в абстрактных, вымышленных образах. Это другая реальность, существующая по определенным законам. От подлинности вероучения напрямую зависит, обретет ли человек вечную жизнь, спасет ли свою душу или навредит ей (ср. Мк. 8 ,35).

В одной из притч святителя Николая Сербского рассказывается о царе восточной страны, не знающем Истинного Бога, который тяжело болел. Наследника у него не было, а время смерти неумолимо приближалось. Тогда повелитель приказал найти человека, которого он мог бы усыновить. Этот человек должен был обладать тремя качествами: не бояться смерти, не стремиться быть царем и иметь много детей.

После долгих поисков привели к царю плотника. На вопрос, страшится ли тот смерти, гость ответил: «Как я могу бояться того, что служит мне дверью в Небесное Отечество?». Повелитель спросил: «Хочешь быть царем?», простой человек сказал: «Как я могу желать быть тем, кем уже являюсь? Мой Творец усыновил меня во Христе, а Творец Мой — Владыка над всеми владыками. Это значит, что и я — царь». На третий вопрос плотник ответил: «У меня триста детей. Это те, кого я крестил во имя Иисуса Христа».

Царь послушал мудрые ответы гостя и сказал: «Хотел я тебя усыновить, но теперь прошу, сделай и меня своим духовным сыном»! После принятия крещения правитель той страны с миром отошел ко Господу.

В книге апостола Иоанна Богослова говорится о «соделавшем нас царями и священниками» (Откр. 1, 6). По разъяснению сербского святителя, эти слова говорят о том, что все христиане усыновлены Небесным Царем. Мы принимаем Тело и Кровь Христовы и благодаря этому становимся сродными Самому Богу. Поэтому те, кто с верой откликается на слова Священного Писания и следует слову Господню, будут со Спасителем и в Небесном Отечестве.

Приближается праздник Пасхи, и мы всем своим сердцем, разумом и чувствами должны обратиться к Воскресшему Христу. В эти дни каждый христианин должен с верой внимать слову Божию и, ежедневно читая Евангелие, глубже проникнуться смыслом Христовых страданий и стараться сознательно совершать свой малый подвиг в оставшиеся великопостные дни.

 

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru