Издательский Совет Русской Православной Церкви: Борис Тарасов: Матрона Московская и сейчас утешает всех приходящих к ней

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Борис Тарасов: Матрона Московская и сейчас утешает всех приходящих к ней 20.02.2019

Борис Тарасов: Матрона Московская и сейчас утешает всех приходящих к ней

О книге Ирины Ордынской «Матронушка»

«Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам» – эта евангельская заповедь возникает в сознании при прочтении романа-притчи Ирины Ордынской «Матронушка». По своей первозданной природе как образ и подобие Божие человек предназначен для любви, свободы, истины, добра и красоты как птица для полета или рыба для плавания. Однако после грехопадения и утраты связи с Божественной волей реальной основой его деятельности становится природный эгоцентризм, в границах которого «свободный» человек стал метаться в томлении по своему истинному образу за его суррогатами и призраками «счастия» во «всем остальном» – во всевозможных вариантах и идеологиях земного жизнеустроения, приводящего к состоянию современной цивилизации. Но без преображения «темной основы нашей природы» (Вл. Соловьев) с ее страстями и духами зла (гордыней, тщеславием, завистью, сребролюбием, властолюбием, сластолюбием, гневливостью и т.п.), о которых так много говорится в «Добротолюбии», и без обретения «положительных сил добра и света» в поисках божественной правды как доминанты человеческой души, ход этой цивилизации вызывает в памяти слова ап. Павла: «Знай же, что в последние дни... люди будут надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся...» (2 Тим. 3, 1-5).

Конечно же, гадание о последних временах и сроках «последних дней» не только бесполезно, но и вредно, их определения не под силу никакому уму. Тем не менее разные, но чуткие к процессам в глубинах человеческой души и истории писатели, например, Достоевский в сне Раскольникова о заразивших человечество трихинах или Распутин в «Пожаре» находили в окружающей их действительности апокалиптические признаки.

Эти признаки передаются в романе самой атмосферой жаркого столичного лета, окутанного тлеющими пожарами, дымом, гарью и раздумьями одного из главных героев, Евгения, узнавшего о настигшей его смертельной болезни. Внезапно подкравшаяся беда заставляет Евгения переосмыслять собственную жизнь и по-новому взглянуть на «иудино время», в которое ему довелось жить. Оно кажется ему временем Содома и Гоморры, где невозможно существование праведников и где в безжалостном безразличии перемалываются жизни невинных страдальцев. Перед взором читателей проходит целая галерея надломленных судеб беззащитных «хороших людей», которые волею автора встречаются в Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, которая в молитвенном предстоянии и заступничестве утешала всех приходивших к ней со своими горестями и скорбями, пробуждала в них истинную спасительную веру, давала силы для перенесения выпавших на их долю страданий и достойного несения своего креста.

Художественное мастерство позволяет Ирине Ордынской без всякой нравоучительности и назидательности раскрывать сложные и тонкие вопросы и материи духовной и молитвенной жизни, невидимые энергии которой преобразуют сокрушение Евгения о «последних днях» падшего мира и жаление себя в созидание сострадания и милосердия, любви к Богу и ближнему, оказавшегося рядом с ним со своим горем.

***

Борис Тарасов – писатель, лауреат Патриаршей литературной премии 2016 года









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru