Издательский Совет Русской Православной Церкви: Православие против йоги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Православие против йоги 30.11.2018

Православие против йоги

Появление книги Дмитрий Дружинина «Йога. Православный взгляд» достаточно закономерно. Дело даже не в том, что популярность йоги среди людей, относящих себя к православным, в последнее время возросла, — закономерность появления этой книги обусловлена скорее иными, более глобальными проблемами.

Уже в ХХ веке начался процесс, если можно так выразиться, секуляризации аскетических практик разных религий, особенно восточных (об этом сказано в книге, на чем мы остановимся в своем месте). Различные «делания», «упражнения» как бы вышли из-под покрова породивших их духовных практик и отправились странствовать по свету. Все это породило ту необычайную эклектичность, пестроту всего «непознаваемого» обычным разумом, которую в России мы ощутили в 1990-е годы. Гороскопы, мантры, асаны, спиритические сеансы — «все смешалось в доме Облонских», и сегодня уже, чтобы отделить зерна от плевел (а то и одни плевелы от других), человеку требуется религиозное образование. На телеканале «Спас» есть передача — «Мой путь к Богу», куда приглашаются люди, перешедшее в православие из иных религий, в том числе и самых экзотических. Однако это передача о людях, которые поняли и выбрали. А ведь сколько таких, которые не то что не выбрали, но даже еще не поняли! В частности, автор этих строк знаком с «православными атеистами», православными — читателями и почитателями гороскопов. И очень трудно людям объяснить — нет, даже не вред подобных вещей, а прежде всего — их бессмысленность. Книга Дмитрия Дружинина в этом смысле как раз представляет собой хорошее подспорье для тех православных — а может быть, еще идущих по пути к Богу — кто всерьез увлекается йогой.

Предисловие к книге — «Йога как оккультное явление» — написано доктором психологических наук Ларисой Филипповной Шеховцовой. Здесь, что ясно уже из заглавия, поставлен вопрос об оккультных корнях йоги. Также Лариса Филипповна затрагивает и другие вопросы, которые так или иначе освещены в книге.

Но прежде чем говорить о структуре этого труда, стоит сказать несколько слов об авторе. Дмитрий Дружинин, по образованию финансист, много лет занимался йогой. В 2010 году «впервые попал в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где познакомился с духовником обители — схиархимандритом Власием (Перегонцевым), встреча с которым изменила его взгляды на мир. В последние годы занимается книгораспространением в православных книжных издательствах. В июне 2018 года успешно защитил диплом по специальности “Теология” в Калужской духовной семинарии».

Уже из этого краткого очерка жизни можно сделать вывод, что сам Дмитрий Дружинин — как бы один из героев своей книги, который после занятий йогой пришел в Православие. Иными словами, книга — не случайный труд, а опыт не только изучения православного вероучения, но и анализа собственного жизненного пути.

Книга Дмитрия Дружинина четко структурирована. Начинается она с главы «Что такое йога», где читатель узнает об индийских корнях этого учения, которое «никак не назовешь стройным и цельным мировоззрением». Основы теории и практики йоги изложены в «Йога-сутрах», автором которых считается индийский грамматист Патанджали. В этой же главе рассматриваются моменты истории йоги, а также возможные толкования самого термина «йога».

Вторая и третья глава, «Христианская нравственность» и «Нравственность в йоге» соответственно, посвящены сравнению представлений о нравственности двух разных мировоззрений. В частности, автор предпринимает очень удачную (с точки зрения показательности и доступности) попытку сравнения заповедей Ветхого и Нового заветов с принципами, изложенными в первой и второй ступенях освоения йоги — Яме и Нияме. Если библейские заповеди христианам известны, то вот принципы Ямы и Ниямы стоит привести здесь. Вот они: Яма: 1. Ахимса — ненасилие 2. Сатья — правдивость 3. Астея — неприсвоение чужого 5. Брахмачарья — половое воздержание (целомудрие) 5. Апариграха — неприятие даров. Нияма: 1. Шауча — внешняя и внутренняя чистота 2. Сантоша — удовлетворенность (умеренность) 3. Тапас — подвижничество (аскетизм) 4. Свадхья — самообучение (познание) 5. Ишвара-пранидхана — преданность Ишваре. За исключением последнего принципа Ниямы остальные заповеди как будто очень похожи на то, к чему должен стремиться и христианин. Поэтому и от автора в данном случае требуется большая эрудиция и глубокое понимание этих явлений, чтобы сделать адекватный анализ. В противном случае правы окажутся как раз оппоненты подобных книг, для которых «все религии учат об одном и том же». Можно, кстати, вспомнить курьезный случай относительно недавней интернет-полемики, когда в «заповедях» из Кодекса строителя коммунизма вполне серьезно искали евангельскую основу. Случай этот, конечно, к серьезному богословию никакого отношения не имеет, зато явственно показывает уровень современной богословской грамотности людей.

Сравнение же заповедей в книге Дружинина проведено очень интересно. Похожие друг на друга при поверхностном взгляде, они сильно отличаются по внутреннему наполнению. Автор прибегает к таким христианским понятиям, как «гордыня» и «смирение» (чуждых для йоги), чтобы показать, что на более глубоком уровне заповеди Ямы и Ниямы никак не могут быть истолкованы в христианском ключе.

Совершенно логично поэтому — раз уж пришлось прибегнуть к «смирению» и «гордыне» — посвятить следующую главу тому, «в какого Бога верят йоги и христиане». Здесь разница мировоззрений становится гораздо более заметна. Если христианское учение о Троице — это догмат, давно и навсегда определенный, то вот индуистские представления о боге (богах) довольно изменчивы и далеки от стройной системы. В этой же главе анализируется и попытка некоторых любителей примирения йоги и христианства сопоставить (едва ли не приравнять) христианскую Троицу и «индуистское понятие тримурти (санскр. «три лика»), объединяющее трех главных божеств индуистского пантеона: Брахму-создателя, Вишну-хранителя и Шиву-разрушителя». Конечно, ни тождество, ни даже аналогии между Троицей и тримурти невозможны.

В пятой главе автор отвечает на вопрос «Сколько жизней у человека». Несмотря на очевидность ответа на этот вопрос, все-таки не лишне напомнить читателю о том, что учения ни о карме, ни о реинкарнации в христианстве нет.

Шестая глава — и снова отметим очень логичное построение книги — задается вопросом «В чем спасение для христиан и йогов». Анализ, проведенный в ней, очень интересен и тонок, но, тем не менее, хочется все-таки отметить не совсем корректную постановку самого вопроса. Дело в том, что «спасение» — это специфически христианское понятие, происходящее из христианского учения о человеке (и первородном грехе). В этом смысле к учению йоги оно неприменимо. Сам автор неоднократно употребляет, когда говорит о йогах, более уместное слово «освобождение». «Спасение» и «освобождение» — это, если можно так выразиться, слова с совсем разными векторами, поэтому в конечном итоге адекватное сравнение их едва ли возможно. Последовательный христианин и последовательный йог настолько по-разному смотрят на конечные цели человеческой жизни, что вряд ли смогут доказать ошибочность позиций друг друга. Скорее, чтобы принять спасение (или освобождение), нужно целиком перейти в иную религию, где та или иная конечная цель будет вписываться в общую картину мировоззрения.

В седьмой главе сравнивается духовная жизнь в христианстве и йоге. После всех предыдущих глав читатель уже и сам может представить, в чем именно не сходятся два этих мировоззрения и как это отражается на духовной жизни их последователей.

Наконец, одним из главных звеньев духовной жизни оказываются молитва. Сопоставление ее с медитацией йогов приведено в восьмой, заключительной главе.

В заключении автор подытоживает свой труд, давая своеобразный его конспект.

Однако книга на этом не заканчивается. В ней есть еще приложения:

1. Истории людей, занимавшихся йогой. В силу распространенности подобной литературы и иной информационной продукции не будем на этом останавливаться. Интереснее, мне кажется, второе приложение — «Взгляд со стороны» — интервью с доктором медицинских наук, заведующим отделением физической культуры и клинической биомеханики Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава России Михаилом Анатольевичем Еремушкиным. Этот раздел, пожалуй, следует прочитать и неверующим, но серьезно относящимся к своему здоровью людям. По словам Михаила Анатольевича, йога — далеко не безопасное занятие: «Йога не ведет к оздоровлению. Она это декларирует, но не делает, более того — она противоречит всем принципам физической культуры как таковой… Йоги были самой отсталой частью населения Индии, со сроком жизни короче, чем у среднего индийца». В этом интервью дается и много исторических сведений о том, как йога из умирающего направления народного целительства в Индии превратилась (с помощью Всемирной организации здравоохранения) в мировой раскрученный бренд.

Книга Дмитрия Дружинина будет полезна всем, кто так или иначе сталкивался с йогой, да и просто любознательным людям.

НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ, журнал «Православное книжное обозрение»

ЙОГА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Д. Дружинин.

М.: Символик, 2018. — 144 с.

ИС Р18-812-0445

ISBN

978-5-6040789-8-3









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru