Издательский Совет Русской Православной Церкви: Цифровые детки. Проблема не в гаджетах, а во взрослых

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Цифровые детки. Проблема не в гаджетах, а во взрослых 18.11.2016

Цифровые детки. Проблема не в гаджетах, а во взрослых

Гаджеты и компьютеры принято ругать «за глаза». Об их зловредности часто говорят психологи, педагоги и другие специалисты гуманитарного профиля. Но вряд ли можно построить конструктивный разговор о технологиях и их влиянии на наших детей, не спросив того, кто с этим знаком по-настоящему. Мы решили узнать мнение с другой стороны и подготовили интервью с известным журналистом и популяризатором науки, главным редактором проекта «Нейроновости» Алексеем Паевским.

На ваш взгляд, как ученого и как папы, могут ли дети без ущерба для себя взаимодействовать с миром digital-технологий или их лучше от этого оградить?

Дети по умолчанию более любопытные и восприимчивые к новому, чем взрослые. Я вижу это на примере собственного ребенка и других детей. Наша главная задача – не мешать им исследовать мир, в том числе при помощи новых устройств и методов. Моя дочь, например, осваивает смартфон и компьютер гораздо быстрее, чем я. Бояться этого не нужно. Время движется вперед, наши дети знакомятся с устройствами раньше, чем мы в свое время. В будущем они станут гораздо более продвинутыми пользователями, большинство новых digital-инструментов будут для них так же понятны, как для нас, например, ручка.

В то же время есть современные психологические исследования, которые показывают, что мобильный телефон – а если быть точнее смартфон, куда входит интернет, соцсети и все остальное – уже сегодня воспринимается людьми, как часть тела. А интернет – как часть нашего сознания. Если человека лишить интернета и смартфона – он чувствует себя примерно как с отрубленной рукой. Конечно, без боли, но фантомные ощущения есть.

Поэтому бояться того, что мы станем киборгами не нужно – мы ими уже стали. Назад дороги нет. Относиться к этому я бы советовал проще. Это еще больше расширяет наши возможности. Как автомобиль – это ни плохо, ни хорошо, им можно сбить человека, а можно доехать до другого города.

Гаджеты и мобильники обвиняют в том, что у детей, а порой и у взрослых, они вызывают зависимость, провоцируют нарциссизм и другие проблемы. Существует мнение, что и синдром дефицита внимания – это беда именно цифрового века…

Если мы говорим о СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности – прим. ред.), с ним очень много непонятного, как, например, и с аутизмом. Точно ясно, что во многом виновата генетика, есть гены, наличие которых с этим синдромом связано напрямую. Проблема есть, но мобильный телефон тут подозревать особенно не в чем. Хотя, конечно, в обращении с ним нужна мера.

Что касается нарциссизма – тут главное направить ребенка, чтобы он в телефоне не селфи бесконечные снимал, а, например, прошел постепенно какую-то образовательную игру, про динозавров или еще что-нибудь интересное лично ему. Вот это будет прекрасно. Дети очень любят узнавать новое. Этим надо пользоваться, тем более что сейчас возможностей для развития ребенка гораздо больше, чем 20 лет назад.

Сейчас в App Store и Google Play можно найти приложения, которые предназначены для детей до года. С какого возраста, по вашему мнению, их все-таки можно использовать?

Это просто еще одна игрушка. Есть игрушки с ноля месяцев, есть приложения с ноля месяцев. Другое дело, что у гаджетов должно быть очень много альтернатив. Ребенок должен познавать мир во всем его многообразии: с игрушками, книжками, птичками на деревьях, предметами мебели и всем остальным.

Существуют ли нормы, сколько времени ребенок может проводить с различными устройствами ежедневно?

Если говорить про компьютеры и мультики, есть хороший материал – «Ребенок и компьютер: здоровый подход». Это нормы, которые озвучил директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Ремирович Кучма, и всем родителям полезно с ними ознакомиться.

Самое главное, на мой взгляд, чтобы ребенок не сидел сиднем весь день – с мультиками, телевизором или компьютером. Важно, чтобы постоянно что-то менялось, чтобы он был физически активен, общался со сверстниками, гулял. Почитать книжку, повисеть на турнике, поиграть в телефон, пойти на улицу – чем более разнообразная у ребенка жизнь – тем лучше. Ребенок обязательно должен общаться с другими детьми и социализироваться. Все это зависит не от наличия или отсутствия гаджетов, а от родителей.

Телефон, компьютер или мультики – это самый простой способ увлечь ребенка и заняться своими делами. И это, конечно, проходит не без последствий – ребенок портит зрение, мало общается и как следствие не умеет выстраивать нормальную коммуникацию со сверстниками, а затем это переходит во взрослую жизнь. Сидение на месте приводит к проблемам со здоровьем, в том числе к детскому ожирению, эпидемия которого постепенно распространяется и на нашу страну.

Устройства связи практически всегда рядом с нами. Надо ли нам бояться электромагнитного излучения? Говорят, нельзя оставлять мобильные телефоны рядом с новорожденными, носить их на теле…

Если мы говорим про телефоны и про гаджеты, то тут никакого запредельного электромагнитного излучения бояться не надо. Не так давно было проведено большое-большое исследование. Австралийские ученые просматривали статистику пользования мобильными телефонами и распространения рака мозга. На объеме большого материала можно сказать, что никакой связи тут нет. Есть гораздо более страшные вещи, которых почему-то люди не боятся. Выпить бокал шампанского беременной женщине, например. Это считается нормальным. Между тем, ученые в Казани недавно на примере крысиной модели показали, что экспозиция алкоголя на мозг в определенном периоде беременности приводит к бурной гибели нейронов у плода. Поэтому никакой безопасной дозы алкоголя для беременных не существует.

Нельзя сказать, что гаджеты как по-особенному влияют на мозг, перегружают его. Наш мозг очень пластичен. Он может приспособиться к чему угодно. Но вот привычка по любому вопросу залезать в интернет сильно ослабляет возможности нашей памяти. Мы не тренируемся запоминать что-то без поисковика. Пока мы в сети – это не очень страшно, но в каких-то случаях память может и пригодится. Вот этот момент я бы порекомендовал родителям контролировать. Пока дети растут память обязательно нужно тренировать.

Многие родители, особенно люди верующие, выдвигают детям ультиматум: до определенного возраста никаких соцсетей, никакого телефона…

А смысл?

Думаю, смысл в том, чтобы показать ребенку преимущества реальной жизни.

Во-первых, гаджеты, интернет и прочее – это сегодня тоже реальная жизнь. Это не менее реально, чем дерево за окном или книжка на полке. Во-вторых, если исходить из предпосылок именно религиозных – лично мне в текстах Священного Писания никаких запретов и предостережений о гаджетах не встречалось. Т.е. это вопрос другой плоскости.

По моему личному мнению, запрещая все это, родители вводят своих детей в искушения. Дети не дураки – они видят, как живут люди вокруг. До определенного момента ребенок может слушаться и никаких гаджетов в руки не брать, но однажды он столкнется со всем этим. Либо ему взрослые разрешат, потому что не разрешать больше нельзя, либо он разрешит себе сам. Вот тут-то и начинаются проблемы. Это как с гигиеной. Если ребенок живет в стерильном мире – у него не развивается иммунитет, микрофлора кишечника не наполняется необходимым количеством бактерий, и он болеет. Поэтому, будет проще показать, что это есть – гаджеты, интернет, игры – и научить это использовать во благо. Это гораздо эффективнее, чем запрещать и прятать, особенно с учетом того, что в будущем все станет еще сложнее и интереснее …

А что именно нас ждет? К чему надо готовиться?

Во-первых, это виртуальная реальность. Многие технологии будут переходить непосредственно туда. Это касается почти всего: науки, развлечений, и даже отчасти искусства. Например, кино. Сейчас мы смотрим его на экране, а в будущем сможем надеть шлем виртуальной реальности и ощутить себя внутри событий. Кроме визуальной при этом возникнет тактильная реальность, будут появляться запахи, температуры – много чего.

Второе развитие гаджетов – это развитие нейротехнологий, в частности интерфейсы «мозг-компьютер». С их помощью, к примеру, можно набирать текст на компьютере силой мысли. В обозримом будущем таким же образом можно будет управлять автомобилем. А спустя еще какое-то время – мысленно общаться с другим человеком. Это совсем не то же самое, что читать чужие мысли. Но, по крайней мере, не надо будет использовать никаких дополнительных устройств – вы напрямую из мозга посылаете сигнал своему собеседнику, и он вам таким же образом отвечает. Это все будет развиваться и в развлечениях, и в коммуникациях, и в медицине – например, для реабилитации после инсультов эти технологии уже применяются.

Вот два основных изменения, которые нас ждут на горизонте уже ближайших пяти лет. И оба они – и нейроинтерфейсы, и виртуальная реальность – частично представлены уже сейчас. На наших глазах зарождается профессия – нейропилотирование – управление транспортными средствами «силой мысли». Медленно, но все-таки поворачивается в эту сторону и образование. В крупнейших университетах уже проводятся олимпиады для школьников по таким предметам, как робототехника и нейротехнологии.

Получается, что наши дети будут жить в совершенно другом мире, чем жили и живем до сих пор мы. Можем ли мы, как родители, как-то их к этой жизни подготовить, чем-то помочь?

Наша задача как родителей сейчас – не отставать от наших детей. Есть одно качество, которое очень важно сохранить в себе на всю жизнь. Это качество – любопытство. Если родители интересуются миром вокруг, не закрываются от него, то все будет хорошо. Главное найти в себе эту силу, которая тащит к знаниям. Всем родителям я советую быть любопытными хотя бы настолько, насколько любопытны их дети.

Яна Смирнова

РЕКА









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru