Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово митрополита Климента на круглом столе по обсуждению законодательных норм в поддержки социально ориентированных программ Русской Православной Церкви 6 июля 2010г.

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово митрополита Климента на круглом столе по обсуждению законодательных норм в поддержки социально ориентированных программ Русской Православной Церкви 6 июля 2010г. 06.07.2010

Слово митрополита Климента на круглом столе по обсуждению законодательных норм в поддержки социально ориентированных программ Русской Православной Церкви 6 июля 2010г.

Христианство по своей сущности является религией любви. Сам Спаситель неоднократно указывал на это:
• «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12. 30-31).
• «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34)
• «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35).
• Замечательно выразил взаимоотношение веры и любви преподобный авва Дорофей, вместив это в понятие круга, где центр Христос. Чем ближе радиальные линии к Центру-Христу, тем они ближе между собой.

Следуя заповедям Своего Божественного Учителя, Церковь всегда старалась должным образом воплощать их в жизнь. Поэтому социальная деятельность и благотворительность всегда присущи были ее членам. Ещё во время апостолов в Иерусалиме были поставлены дьякона, которые занимались «в ежедневном раздаянии потребностей» для жизни вдовиц (Деян. 6). А во времена святителя Василия Великого в Церкви существовал уже четко оформившийся слой из среды православного общества, который посвящал себя социальному служению. Благодаря этому стало возможным открыть в Каппадокии около 372 года первый крупный благотворительный центр «Василиас», где были больница, лепрозорий и комнаты для мореплавателей. Точно так же было и на Руси, где при помощи государства Церковь осуществляла активное социальное служение. Так при Ярославе Мудром в стенах Киево-Печерской обители был создан первый на Руси социальный центр, в котором помимо бесплатной столовой для нищих и странников, были также бесплатная гостиница для богомольцев и бесплатная лечебница, рассчитанная на 80 человек. В Синодальный период появилось общество сестёр милосердия, в которое входили женщины-христианки в возрасте от 21 до 40 лет вне зависимости от того, к какому они принадлежали сословию или какое имели звание. Все они вместе осуществляли своё высокое служение, бескорыстно помогая страждущим. Если обратиться за помощью к цифрам, то к 1917 году число сестер милосердия в Российской Империи превышало 30 000.

После жестоких лет гонений на Русскую Православную Церковь со стороны атеистической власти, когда религия понималась как рудимент человеческого сознания, Церковь сама как никогда нуждалась в благотворительной поддержке. Однако, не смотря на всю сложность положения, православные общины по мере сил помогали нуждающимся: организовывали сборы для фронтовых нужд в годы ВОВ, принимали и кормили бездомных, священники помогали перенести людям горе утраты. Это все было необходимо людям. Хоть и делалось это большей частью тайно, но каждый знал, что Церковь примет любого нуждающегося.
Таким образом мы видим, что Церковь никогда и ни при каких условиях не оставляла социального служения. Оно присуще самой природе Церкви. Пусть оно было в совсем маленьких масштабах, но оно было.

С распадом Советского Союза изменилось отношение в стране к Церкви. Сегодня в стране действует почти 15 тысяч храмов, монастырей, церковных учреждений. Церковь имеет большой потенциал для расширения своей социально полезной деятельности в обществе. И развитие социального служения Церкви необходимо в наши дни, когда в результате политических перемен в стране и экономического кризиса, растет социальная разрозненность и количество людей нуждающихся в помощи увеличивается.

Русская Православная Церковь неразрывно связана со своим народом, а поэтому она чувствует социальные проблемы общества и пытается облегчить жизнь своего народа. Для этих целей она развивает свою социально ориентированную работу: создаются приюты, организуются благотворительные столовые, возрождается движение сестер милосердия, открываются наркологические центры и многое другое.

В целях изучения путей улучшения социальной работы, поиска новых ее форм, «разработки подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих», а также «разработки юридических оснований и механизмов финансирования социальных церковных программ» Священным Синодом была учреждена комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

С момента создания комиссии было проведено несколько круглых столов и иных мероприятий по изучению существующих проблем. Их можно разделить на две группы:

1. существует ряд законодательных положений, которые не позволяют религиозным организациям развивать социальное служение. К примеру, Церковь всегда имела попечение о сиротах и престарелых, а сегодня законодательство не редко бывает непреодолимым препятствием в развитии этих форм социальной работы;

2. самостоятельно, без поддержки государства и бизнеса, религиозные организации не смогут развить социальные формы служения, а общество надеется, что Церковь будет участвовать в решении социальных проблем. Отмечу, во всех западных странах, которые не были в советской сфере влияния государственного устройства, основная нагрузка социального обслуживания населения лежит на религиозных организациях и частных институтах социального служения, причем государство законодательно поддерживает их деятельность. К примеру, в Германии налогоплательщик часть налога может перечислять на социальные программы церквей, а в США налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу на сумму, пожертвованную на благотворительные цели.

Сегодня мы собрались, чтобы обменяться мнением и найти формы поддержки социально ориентированных программ, проводимых Церковью, со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. И в частности рассмотреть те принципы поддержки со стороны государства, которые заложены в Законе «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ в связи с принятием в этом году поправок (05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»).

Мы понимаем, что без поддержки со стороны государства и сообщества предпринимателей, Церковь не можем реализовать многие социальные проекты, помочь тем, кому могли бы облегчить жизнь.

Сегодня при обсуждении хотелось бы услышать, какие возможности мы имеем в организации и совершении социального служения в рамках действующего законодательства. И важно, чтобы было озвучено мнение не только церковных юристов, но и представителей исполнительной власти и Госдумы, а также их видение дальнейшего развития социального служения.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru