Издательский Совет Русской Православной Церкви: О практике и теории

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О практике и теории 27.05.2016

О практике и теории

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Лестница в Небо, которую видел ветхозаветный Иаков, помимо богословских трактовок имеет в святоотеческом наследии и аскетическое толкование.

Начиная со святителя Григория Богослова, многие святые отцы рассматривают лестницу Иакова как утверждение в различных христианских добродетелях. Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «На этой лестнице утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие». В аскетическом ключе трактует лестницу Иакова и преподобный Максим Исповедник, полагая, что она представляет собой «благочестие пред Богом».

В Великом покаянном каноне святого Андрея Критского неоднократно упоминается образ лестницы, по которой человек восходит многими трудами и с помощью Божией. В частности, в каноне сказано: «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом», — и поясняется, что духовное совершенство человека достигается через деятельность и созерцание. Эти две аскетические категории соотносятся между собой как практика и теория. Но в отличие от обучения земным наукам, когда сначала усваивают теоретические знания, а затем применяют их на практике, в духовной жизни практика предшествует теории. Искать созерцания прежде усвоения христианских добродетелей бесполезно: либо вовсе не достигнешь его, либо оно будет мнимым (прелестным).

Практика духовной жизни не требует от нас ничего экстраординарного. Каждому человеку Господь дает жизненные обстоятельства для деятельного проявления добра. Повод и возможность для христианского подвига у нас есть всегда, надо лишь знать заповеди Божии и быть внимательным к ситуациям, в которых мы можем исполнить их на деле.

Внешне христианский подвиг осуществляется как активная помощь окружающим людям. Рассказывая о Страшном Суде, Спаситель называет в числе его основных критериев самые простые дела милосердия: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить скитальца, одеть нагого, посетить больного и узника (см. Мф. 25, 34—40). Внутреннее упражнение в добродетели составляет борьбу с собственными страстями, а также молитву, чтение Священного Писания, творений святых отцов, соблюдение постов, участие в церковных богослужениях. Внутренняя деятельность должна быть не менее активной, чем внешняя, но при этом незаметной постороннему взору, поскольку она посвящается Богу, а не людям (см. Мф. 6, 16—18).

По мере очищения своего сердца через внутренний подвиг и служение ближним христианин становится способным к созерцанию. Мы можем узнать о созерцательной жизни теоретически, читая жития и труды православных аскетов. Мотовилову, например, было явлено сияние Духа Святого в преподобном Серафиме Саровском во время их беседы о смысле христианской жизни. Исихасты, творящие умную молитву, видят нетварный свет. Все это примеры созерцания. Дойти до таких высот духовного состояния удается немногим подвижникам.

Но и мы не должны ограничивать себя только практической деятельностью, совершенно не стремясь к созерцанию. Конечно же, достичь его по своему произволению не по силам не только обычным людям, но даже и святым. Оно подается от Бога людям с чистым сердцем (см. Мф. 5, 8). Однако созерцание Бога — это главное, к чему должен стремиться христианин. От нас требуется положить начало и не оставлять это движение, насколько хватил сил для подвига, а Господь подаст Свою благодать. И если не сейчас, то в вечности обязательно продолжится и разовьется то движение, которое человек задает в своей земной жизни. Тогда каждый искавший спасения во Христе получит столько благодати, сколько сможет вместить. Если уподобить людей сосудам, то все они, несмотря на разную величину, будут заполнены до краев: от маленького наперстка до огромной чаши — каждый сохранивший верность Богу будет изобиловать благодатью.

Как нам подниматься по лестнице, ведущей в Царство Небесное? Преподобный Серафим Саровский приводил в пример купцов, совершающих торг в наиболее знакомой каждому из них области и через это получающих максимальную прибыль. И нам надо начинать с самого легкого для нас: кому-то ближе дела милосердия, кому-то — молитва или душеполезное чтение, особенно Евангелия и творений святых отцов, которые побуждают к внимательной жизни и дают видение своих грехов. Первая ступенька лестницы добродетелей у каждого может быть своя, в зависимости от наклонностей. Укрепившись на первой ступени, надо подниматься на следующую, утверждаясь в новых добродетелях.

Невозможно все время стоять на одной лестничной ступеньке. Если мы не продолжим совершенствоваться в добре, то незаметно для себя начнем впадать во зло. Ведь по лестнице можно двигаться только в одном из двух противоположных направлений. И всякий человек в каждый момент своей жизни либо приближается к Богу, либо отпадает от Него. Главное для нас — это не потерять драгоценное земное время, набраться решимости и твердо стать на первую ступень, приближающую к Богу. Надо начать действовать сейчас и не отчаиваться при неизбежных заминках, помня, что Господь близко. Сам Христос подхватывает руку стремящегося к Нему человека и помогает ему продвигаться по лестнице в Небо.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru