Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Цель христианской семьи — воспитание святых 28.01.2016

Митрополит Климент: Цель христианской семьи — воспитание святых

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества».

Православное понимание предназначения семьи, как домашней Церкви, состоит в приведении всех ее членов к Богу, освящение жизни домочадцев. В сущности, цель христианской семьи — воспитание святых. Такими были семьи святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского и многих других угодников Божиих. Примеры домашнего уклада, пути достижения и хранения внутреннего единства, практика воспитания в благочестивых семьях полезны и назидательны для современных христиан, пожалуй, не менее описаний трудов и подвигов воспитанных ими святых.

В ходе работы над изданием полного наследия святителя Феофана Затворника были собраны воедино уже известные и недавно выявленные сведения о его детстве и семейном окружении. Они позволяют проследить влияние членов семьи и домашних традиций в семье Говоровых на формирование личности этого выдающегося просветителя и духовного писателя нашей Церкви.

Знавший святителя Феофана протоиерей Николай Флоринский писал, что «своим от юности высоко благочестивым настроением преосвященный Феофан был обязан, при Божией благодати, благочестивым и просвещенным своим родителям. Он неоднократно об их благочестии воспоминал в разговорах, касавшихся христианского воспитания детей». Оба родителя святителя Феофана происходили из семей церковно- и священнослужителей Орловской губернии.

Его отец священник Василий Тимофеевич Говоров был сыном пономаря. По окончании семинарии он два года оставался при ней, осуществляя надзор за поведением и прилежанием семинаристов и помогая отстающим в обучении. Благодаря этому Василий Говоров приобрел навыки педагогической деятельности, очевидно имея к ней природную предрасположенность. После рукоположения в сан священника в 1802 году он был назначен в храм Владимирской иконы Божией Матери в селение Чернава Елецкого уезда Орловской губернии, где служил до своей смерти более 36 лет.

Рядом с этим храмом в многолюдном приходе прошло детство Георгия Говорова — будущего святителя Феофана. По замечанию его племянника Н.А. Крутикова, расположение домов церковно- и священнослужителей вблизи храмов указывало «на близость членов клира и их детей к порядкам церковной жизни. Приход и причт в данном случае составляли одно целое, одну общину». Важно, что дети росли в церковной среде. Прежде всего, их учили, «как надобно молиться Богу, правильно складывать персты для крестного знамения и класть поклоны».

В течение 30 лет священник Василий Говоров совмещал приходское служение с обязанностями благочинного. Должность старшего над причтами храмов Елецкого уезда развивала в нем способности воспитателя. Как свидетельствуют его современники, он не доводил до епархиального начальства неурядицы и ссоры между причтом, возникавшие внутри приходов, но терпеливо доводил враждующих до взаимных извинений и примирения. Очевидно, и в своей семье он подобным образом добивался мира и сплоченности всех членов, приводя виновных к осознанию неправоты не столько строгостью принуждения, сколько любовью помогая им прийти к осознанию своей вины.

Все годы служения в священном сане в отце Василии не угасала любовь к храму и богослужению. Знавшие его люди говорили, что отец Василий не снимал епитрахили: «Наш батюшка из епитрахили не выходит», — весьма высокая характеристика ревности пастыря, учитывая, что он был отцом большого семейства, о котором должен был заботиться. Дети и взрослые вместе посещали храм не только в праздники, но и в будни, что было нормой для всех лиц духовного звания того времени. Так еще ребенком будущий святитель видел в окружавших его взрослых пример любви к храму и богослужению.

Поскольку в родном селе Чернаве не было духовного училища, азы учения Георгий Говоров постигал дома. В дошедшем до нас описании его вступления в ученичество есть поучительный пример для современных пастырей. Несмотря на крайнюю занятость, его отец перед началом обучения сына в присутствии собравшейся родни совершил молебен пророку Науму, который почитается как покровитель учащихся. Затем, преподав наставление, как подобает учиться, священник Василий Говоров сам вручил сыну азбуку и прочитал в ней первые буквы, а Георгий повторял их за отцом.

В семьях церковного клира того времени детей обучали чтению по Часослову, письму по прописям, а также основным молитвам и Священной истории. По причине занятости супруга обучением детей занималась мать святителя Феофана Татьяна Ивановна (в девичестве Попова). О ней святитель вспоминал с особенной благодарностью, отмечая, что еще в свои семь лет научился от нее христианскому богословию. «Матушка наша, — говорил он, — знала так хорошо Четьи Минеи, что и богословам не уступала. Когда батюшке, по делам приходского пастырства, было некогда заняться с детьми, она нам рассказывала о житиях святых, либо прямо оные вслух нам читала по книге».

Татьяна Ивановна подавала детям пример христианской нравственности, будучи доброй, трудолюбивой, щедрой и милосердной, особенно к бедным и больным. Вся ее жизнь была посвящена заботам о семье и воспитанию детей. Во многом благодаря ей дом Говоровых славился гостеприимством, а дети с малых лет привыкали поддерживать друг друга и служить ближним. «Мать преосвященного Феофана жила неподдельным, чистым религиозным чувством», — писал о ней ее внук (другой племянник святителя Феофана) Н.А. Крутиков. — У преосвященного Феофана еще от юности сохранились некоторые особенности его духовного настроения: его замечательная обходительность со всеми, добродушие, приятный юмор и особенное внимание к нуждам других».

В доме ее отца священника Ивана Савича Попова, служившего в Никольском храме в селе Паниковец, семья Говоровых обычно останавливалась, когда выезжала в паломничество в Задонский монастырь. С детских лет, задолго до общецерковного прославления святителя Тихона Задонского, святитель Феофан воспринял особую любовь и уважение к этому подвижнику и религиозному просветителю, примеру которого он следовал в своей жизни.

Так в паломничествах, самом тесном вовлечении в церковную жизнь, в ежедневной молитве и рассказах о житиях святых, на примерах благочестивой жизни взрослых еще в детские годы сформировался внутренний настрой Георгия Говорова — будущего святителя Феофана, Затворника Вышенского, духовное наследие которого по сей день продолжает оказывать помощь всем, ищущим спасения во Христе.

26 января 2016 года

Москва, Храм Христа Спасителя




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru