Издательский Совет Русской Православной Церкви: Главное – жить со Христом в Его Святой Церкви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Главное – жить со Христом в Его Святой Церкви 22.01.2016

Главное – жить со Христом в Его Святой Церкви

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, дал интервью главному редактору журнала «Лампада» Павлу Демидову.

– Владыка, скажите, пожалуйста, кого считать православным с точки зрения учения Церкви?

– Основное, что отличает православного человека, – это соответствие его жизни евангельским заповедям о любви к Богу и ближнему и вовлеченность в литургическую жизнь Церкви. Этот взгляд можно найти еще в ранней христианской литературе. В книге второго века «Пастырь» приводится аллегорическое описание Церкви Христовой под образом строительства башни. Материалом для нее служат различные по качеству камни, которые символизируют христиан, отличающихся степенью нравственного совершенства.

В основание Церкви положены идеально подогнанные ровные и гладкие камни, изображающие имевших во всем духовное единство апостолов, пастырей и учителей Церкви, а также первых христиан, которые пребывали в единстве с ними, храня мир и согласие. Украшают здание драгоценные камни – святые мученики и праведники, просиявшие своей непорочностью и верой, отдавшие за Христа свою жизнь.

Пригодными для строительства оказываются и неотделанные камни – образ благочестивых христиан, старающихся исполнять заповеди Божии и находящихся в церковном общении. Новообращенные, только что принявшие Крещение христиане, изображены в виде предназначенных для строительства камней, которые складываются внутри здания Церкви. Они чистые и не имеют в себе зла, но еще не окрепли в добродетельной жизни, чтобы быть положенными в возводящиеся стены.

Но есть и неподходящие для строительства камни. Это христиане, которые, приняв Крещение, через грех отпали от Бога и Церкви Христовой. Одни из них – как образ желающих принести покаяние – складываются около башни, а другие отбрасываются далеко прочь. Последние изображают лицемерных христиан, которые оправдывают свое пребывание в грехе и не помышляют о раскаянии. К ним относятся расколотые камни оскорбивших Господа различными пороками, шероховатые камни отпавших от церковного общения и не участвующие в таинствах, а также треснувшие камни враждующих друг на друга и таящих в себе злобу христиан.

Из этих древних строк следует, что одного лишь Крещения недостаточно, чтобы оставаться членом Церкви Христовой и быть православным. Ведь во время таинств Крещения и Миропомазания человек исповедует веру в Бога Троицу, принимает обязательство вести жизнь по евангельскому учению и действием благодати Святого Духа становится частью Святой Христовой Церкви. Если таинство совершается над младенцем, то исповедует веру и дает обещание его восприемник – крестный родитель, на котором лежит ответственность за христианское воспитание крестника. Однако, независимо от возраста, человек, вступающий в Церковь, все равно остается младенцем – по вере. Ему предстоит духовно взрослеть и учиться, чтобы постичь на практике, что значит быть православным.

В тайнодейственных молитвах, читаемых священником при таинстве Крещения, принимающий это таинство назван «новозапечатленным воином Христовым». Следовательно, Крещение – это отправная точка нового жизненного пути человека. Если раньше он боролся за «место под солнцем» – отстаивал свое право на жизненные блага, славу, власть и тому подобное, то, став православным христианином, он, как воин, призван побеждать свои греховные привычки и наклонности, взращивать и отстаивать в себе христианские добродетели.

Достигается эта цель через неослабный личный подвиг и включенность в литургическую жизнь Церкви, участие в ее таинствах, личную молитву. Церковь является тем местом на земле, где происходит христианское становление личности, где через приобщение ко Христу в человеке раскрывается образ Создателя и «внутрь» пребывание Царствия Божия, о котором говорил Спаситель (см. Лк. 17:21). Именно это и отличает любого православного христианина. Степень же его духовного совершенствования зависит от целеустремленности, усердия и постоянства его повседневного подвига, который определяет содержание христианской жизни.

Так что, повторюсь, Крещение – это не пропуск в райские обители, не сертификат погашения грехов, оно автоматически, без личных усилий, само по себе человека не спасает.

Православный христианин, подобно спортсмену, должен постоянно совершенствоваться и стремиться к победе над грехом, иначе он теряет свое звание. Если нет духовного развития, нет движения к Богу, христианин становится отброшенным камнем, или, по евангельской аллегории, засохшей ветвью (см. Ин. 15:6).

– А чем руководствуются миряне, называя себя православными?

– Думаю, всех россиян, которые сегодня говорят, что они православные, можно разделить на две группы. И мне хочется надеяться, что первая из них будет пополняться за счет второй.

Первую составляют те, кто признают Иисуса Христа истинным Богом, приобщаются Святых Таин и стараются реализовать в конкретных обстоятельствах своей жизни универсальные принципы Его учения. Для таких Евангелие – не формальный свод нравственных правил, а реальное руководство к обретению вечной жизни. Это призыв Творца, обращенный к Его творению, так что исполнение духовных законов Евангелия неотвратимо, ни одна йота в них не может быть изменена. И в молитвах своих они прежде всего просят у Бога не успеха в карьере и благополучия в жизни, а вразумления в исполнении Его святой воли и укрепления в борьбе с грехом.

Вторую группу составляет большая часть крещеных. Это люди, которые воспринимают православие как непременный атрибут русской культуры. От них можно слышать утверждение: «Я русский, значит – православный». И при этом человек вполне может думать, говорить и поступать как язычник. Поверхностное восприятие православия порождает немало парадоксов, например признание, что даже атеисты у нас православные, или человек называет себя православным, а в то же время говорит, что в Бога не верит или – зачем в Церковь ходить, зачем причащаться и тому подобное.

В людях, живущих в России, действительно глубоко и основательно заложено православное мировосприятие и отношение к жизни. Этот дар надо ценить, его необходимо развивать, очищать от профанации: стремиться обрести живую веру и соответствующую ей жизнь, то есть переходить в первую группу идентифицирующих себя с православием.

Здесь еще надо заметить, что если механически соотносить принадлежность к русскому народу с православием, то есть опасность признавать права на истину только за одним народом. Между тем православие – это истина вселенская, данная абсолютно всему человечеству. Христианство изначально лишено этнических разделений. Еще апостол Павел писал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея . Бог спасает человека не потому, что тот родился русским, греком, сербом. Христос спас абсолютно всех людей, но вечную жизнь наследуют любящие Его больше всего на свете, больше себя и своей жизни. Индикатор и мерило любви к Богу – исполнение Его воли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

– Верно ли, что современные люди подвергаются более агрессивным и разнообразным искушениям, чем их предшественники?

– Я бы не согласился с этим утверждением. Еще евангелист Иоанн Богослов указал на три основных причины искушений, которые действуют на протяжении всей истории человечества. Как в апостольские времена, так и сегодня любой человек, желающий жить по Евангелию и быть с Христом, сталкивается с препятствиями, живущими в нем самом. Это прихоти плоти, желание развлечений и самомнение: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» (1 Ин. 2:16). Стремление к удовлетворению собственных запросов (своего тела, органов чувств, эго) обескровливает духовную жизнь, почему и Спаситель сказал о необходимости для христианина потерять свою душу ради Него и Евангелия (см. Мк. 8:35).

Современному же человеку активно навязываются абсолютно противоположные идеалы и приоритеты: комфорт, обеспеченность, успешность, престиж, жизнь в свое удовольствие любой ценой. Итак, искушения остались прежними, а вот люди сегодня слабее духовно, и у них мало живых примеров. Преподобный Паисий Святогорец, живший совсем недавно (он скончался всего 20 лет назад), сожалел, что в современных христианах умножаются слова, но уменьшаются дела, убывает христианский подвиг, влекущий окружающих к праведности. Сейчас большинство людей, даже верующих, заражено теми недугами, о которых писал апостол Иоанн Богослов. Так что трудно устоять и не поддаться тому, «что в мире» даже тем, кто ходят в храм и хотят следовать Евангелию.

Надо признать, это не только отличие нашего времени. Если почитать письма святителя Феофана Затворника, нетрудно заметить, что в XIX столетии существовали те же внутренние проблемы. Тогда не было электронных устройств и современных средств передвижения, а духовные недуги были очень похожи: охлаждение веры, всеобщее обмирщение, предпочтение развлечений молитве. Христианину всегда было, есть и будет трудно идти евангельским путем, об этом еще Спаситель сказал Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Побеждать искушения с Божией помощью можно научиться у святых, чей пример указывает нам праведную жизнь. Для этого посоветую больше читать не только их поучения, но и жизнеописания. В житиях святых и подвижников благочестия от древности до нашего времени можно черпать вдохновение и новые силы для преодоления всех препятствий на пути к блаженству единой жизни с Богом.

– Что можно сказать о людях XXI века: в них сильнее развита удобопреклонность ко греху, чем у наших предков?

– С тех пор, как в раю Адам послушался диавола, удобопреклонность ко греху вошла в человеческую природу. Ею изначально поражен каждый человек, в какой бы эпохе он ни жил. Вместе с тем эта склонность может усиливаться или ослабевать в человеке в зависимости от его нравственного выбора. С каждым сделанным выбором человеку становится легче совершить либо грех, либо праведный поступок. Пока человек живет на земле, он индивидуально изменяет свою степень удобопреклонности ко греху. Эпоха накладывает свой отпечаток, но более сильное влияние, думаю, оказывает воспитание.

Например, образ жизни наших предков более располагал к труду и созиданию, и это формировало в человеке многие добродетели. Не было праздности, как сейчас: тогда люди не проводили часы у телевизора, в Интернете, за игровыми приставками. Большинство наших предков были жителями сельской местности. А жить в деревне, на земле – значит проводить много времени в тяжелых физических работах, чтобы прокормить и обеспечить семью. И детей с малых лет привлекали к труду, передавали им свой опыт в каждодневном общении, развивали послушание. Связь между поколениями в прошлые времена была более прочной и семьи были крепкими.

Современные мамы и папы стремятся отдохнуть после работы вместо того, чтобы уделить время своим чадам и, пересилив усталость, провести с ними время за совместным занятием, побеседовать или прочитать книгу. Нет, каждый сидит, погрузившись в свой гаджет, предпочитает живому общению виртуальный одинокий досуг. Такая призрачная культура отдыха порождает в людях отчужденность друг от друга, праздность, опустошенность. Святые отцы предупреждают, что праздность – мать всех пороков. Поэтому и люди XXI века духовно ослаблены и менее готовы к созидательной жизни.

– Очень серьезный вопрос: причащение невенчанных, а порой – не состоящих даже в гражданском браке. Если категорически нет, то батюшка должен каждого спрашивать перед Чашей? Насколько это реально?

– Это вопрос о двух различных ситуациях. Одно дело – супруги невенчанные, но официально зафиксировавшие свой союз, а другое дело – люди, живущие совместно без регистрации брака в ЗАГСе.

В Социальной концепции Русской Православной Церкви определенно сказано, что отношения между мужчиной и женщиной, зарегистрированные государственным органом (отделом ЗАГС), не являются блудным сожительством. Если один из супругов неверующий и потому или по другим причинам отказывается венчаться в Православной Церкви, нельзя лишать верующего человека благодатной помощи в его духовной жизни. Такой брак лишен христианской полноты, поскольку таинство Венчания не совершалось, но православный член этой семьи может участвовать в богослужебной жизни Церкви и причащаться Святых Христовых Таин.

Апостол Павел писал первым христианам о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. <…> Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:14, 16). Обратите внимание, апостол обращается к супругам, составляющим семью.

Совсем по-иному обстоит с парами, которые не хотят регистрировать свои взаимоотношения перед государством. Их союз – это не семья, а порочное сожительство. Их жизнь сопряжена с сознательным пребыванием в смертном грехе, а нераскаянное состояние делает человека недостойным Причастия. Таким людям небезопасно приступать к Святому Телу и Крови, как это разъяснял апостол (см. 1 Кор. 11:27–30). По этой причине священнику не стоит допускать их к участию в Трапезе Господней. Когда же они переменят взгляд на свой образ жизни, раскаются и хотя бы официально зарегистрируют брак, тогда они могут быть допущены к Святой Чаше.

Иногда люди, которые живут вместе, понимают эту строгую позицию Церкви в отношении себя и не дерзают приступать к таинствам. Если это открылось при совершении Исповеди, то священник должен доброжелательно разъяснить, по какой причине он не может допустить до участия в Евхаристии исповедника, и указать ему путь к исправлению. Главное, чтобы человек при этом понял, что его не допускают к таинству не только по букве канона, но ради его же духовной пользы и в интересах его безопасности.

– Как быть женщинам с одеждой при посещении храма? Прикрывать джинсы тряпкой, висящей у входа, а потом с радостью ее сбрасывать? Не фарисейство ли это?

– Конечно, самым главным является сердечное расположение, с которым мы приходим в храм, чтобы вознести молитву к Богу. Но при этом немаловажен и внешний вид, ведь он отражает наше внутреннее состояние, настрой души. Если человек намеревается пойти в храм, его одежда должна соответствовать предстоящей беседе с Господом. Кроме того, строгость в одежде настраивает нас на собранность, позволяет с большим вниманием отнестись к своей душе.

Лучше продумывать свой гардероб заранее, накануне планируемого посещения храма. Это относится не только к женщинам; мужчинам тоже надо одеваться подобающим образом: опрятно и не вызывающе, чтобы не смущать молящихся в храме, не отвлекать их от молитвы и не соблазнять, подавая повод к осуждению. К такой культуре поведения надо себя приучать.

Однако, беседуя на такие темы, мы должны помнить, что строгость надо проявлять к себе, а к другим иметь снисхождение. Люди нередко заходят в храм случайно. Кого-то заинтересовала красивая архитектура, кто-то хочет «просто поставить свечку», кем-то движет другой спонтанный порыв. В этой ситуации зашедший в храм человек не всегда выглядит должным образом и порой чувствует неловкость. В этом случае делать замечание, касающееся внешнего вида, особенно в резкой форме, не стоит, чтобы окончательно не смутить человека. Мы, кто служит в Церкви, кто постоянно ходит в храм, должны помнить, Богу нужно сердце, а не внешний вид. А такому человеку нужно помочь прийти в храм.

Одна игуменья рассказывала, как она, еще совсем далекая от религии советская женщина, зайдя в храм, услышала позади себя шепот бабушек. Одни возмущались ее непокрытой головой, другие – джинсами, но одна из них сказала: «Ничего, вот коснется ее сердца благодать, тогда и юбочку наденет, и платочек покроет». Вот так – с любовью – мы должны встречать в храме всех, а в отношении новичков проявлять особую любовь.

– У взрослых есть дети, которым в храме накидывают на головы носовые платочки. Не приучают ли их с малых лет лицемерить?

– О детях должны заботиться родители, воспитывать у них любовь к храму, к молитве в доме Божьем. Обязанность взрослых – прививать детям нормы поведения в храме, основа которых – благоговение. Ребенок вполне способен понять, что это место особого присутствия Бога на земле, и вести себя в храме надо иначе: тихо и степенно, проявляя почтение к святыне.

Большое значение имеет пример взрослых. Девочка лучше всего уяснит, что храмовая культура подразумевает ношение платка на голове, наблюдая, как покрываются мама, бабушка, крестная, старшие девочки. В таком случае малышка сама попросит надеть на нее платок. И лучше приготовить ей подобающий красивый головной убор (газовый платочек или кружевную косынку), который в сумочке занимает места не больше, чем носовой платок.

Но это – тема разъяснительных бесед с родителями, а не повод унижать их перед детьми грубыми замечаниями. Более опытные прихожане должны сами подавать пример доброжелательного отношения к другим и иметь рассудительность. Иначе их слова будут такими же «носовыми платками»: формально правильными, но оскорбительными.

– Богослужения. Не будет ли преувеличением сказать, что очень многие прихожане не понимают порядка, смысла и языка богослужений? Это видно по их лицам, по их поведению в храме. Нужно ли стремиться изменить эту ситуацию или пусть все идет как есть, то есть каждый пусть разбирается сам?

– Считаю, что изменить ситуацию должен стремиться сам прихожанин храма через самообразование: изучение и регулярное посещение церковных богослужений. Тогда ему каждая служба в храме станет понятна и знакома, но главное – человек откроет для себя новый, прежде неведомый ему мир вселенской красоты православного богослужения. Такой прихожанин уже будет не просто выстаивать в храме, переминаясь с ноги на ногу в ожидании окончания службы, но примет активное, осознанное участие в церковных молитвах, понимая их смысл и сопереживая каждому их слову.

Советую заглянуть в книжную лавку при храме. Сейчас там можно найти много литературы о православном богослужении: от брошюр с адаптированным изложением порядка совершения всенощного бдения, часов, литургии до увесистых написанных специалистами томов, посвященных вопросу формирования богослужения, его истории и символическому смыслу. Каждый может подобрать книгу, соответствующую его интересу и компетенции в данном вопросе.

Можно изучать богослужение и в воскресной школе для взрослых под руководством преподавателя. Пусть каждый сам для себя решит, как ему лучше понять богослужение.

– Положа руку на сердце: можно ли ждать от современного человека канонической церковной жизни, если не игнорировать условий, в которых он живет?

– Можно. Общество и мир, в которых живет человек, в греховных наклонностях стабильно. И при этом есть множество примеров святых, которые исполнили Евангелие, несмотря на то, что находились в самой гуще общественной жизни или занимали высокое положение.

Праотец Ной жил в абсолютно безбожной цивилизации, когда смысл жизни людей заключался только в получении материальных благ. Никто уже не задумывался о своей бессмертной душе или о Боге. Если попытаться описать жизнь допотопных людей современным языком, то они жили по принципу «бери от жизни все». Их интересовало только плотское существование – по зову и желанию своего тела. И в таком обществе Ной являет святость своей жизни и становится единственным из живших тогда людей благоугодным в очах Божиих.

Есть прекрасный пример святителя Григория Неокесарийского, жившего в III веке. Когда он был назначен епископом в Неокесарию – город в Малой Азии, там насчитывалось всего семь христиан. Городское население, окружавшее святителя, сплошь составляли язычники и философы. А когда он преставился, в городе оставалось лишь семь язычников. Святитель своей проповедью обратил ко Христу и привел в Его Святую Церковь максимальное число своих соседей. Проповедь его была сильна, потому что подтверждалась личной христианской святостью.

– Нет ли ощущения, что количество проблем, объем информации, высокий темп жизни, который не дает человеку спокойно заглянуть в себя, общие нестроения – все это сказывается и на практике церковной жизни? Если да, то как можно этому противостоять?

– Если человек не может спокойно заглянуть в себя, в свое сердце, оценить отношение к окружающим людям и к Богу, то это проявление маловерия или даже отсутствия веры. В таком случае необходимо поменять свою жизненную позицию и уделить пристальное внимание своей душе, понять, как она сформирована, какие цели поставлены ей Творцом. Только изменением отношения к своей жизни, должным образом выстроив ее приоритеты, можно изменить к лучшему данную ситуацию в целом.

Церковь всегда помогает в этом человеку, особенно через духовно-просветительскую работу. Сегодня в своей разносторонней деятельности Церковь сочетает веками практикуемые формы (общую молитву, совершение таинств, проповедь) с использованием возможностей, которые предоставляют современные технологии передачи информации, для проведения духовного и религиозного образования, книгоиздательства и проповеди самой широкой аудитории.

– Какой в современных условиях быть Церкви: учитывать реалии, относиться с пониманием и сочувствием к миру, который все дальше уходит от Бога, или стоять неизменно, и пусть о нее разбиваются волны моря житейского?

– Как это было на протяжении двух тысяч лет, Церковь и впредь будет поддерживать людей, живущих в мире, и противостоять распространению греха.

Для того чтобы Церковь могла выполнять свою задачу – приводить людей к Богу, она не должна закрываться от мира, то есть уходить от проблем современных людей, которые приходят в храм. Нельзя игнорировать вызовы, стоящие сегодня перед всем обществом и перед каждым человеком, поскольку, только понимая проблему, можно найти адекватный ответ или наметить путь ее решения.

Вместе с тем, чтобы сохранить Церковь как сакральное Тело Христово, необходимо противостоять греху. Как? Не вносить соблазнов и мирских привычек в церковную общину. Пастырям надо подавать пример и призывать все церковное сообщество нести личный подвиг христианской жизни и покрывать евангельской любовью всех: не только знакомых и постоянных прихожан, но и тех, кто впервые переступает порог дома Божия. Только в свете древней христианской любви можно помочь людям найти выход из самых непростых современных проблем.

– Нет ли опасности, что наше малое стадо может стать еще меньше?

– Спасение – приготовление человека к вечной жизни, осуществляемое в Церкви, для которого она и существует, – это дело Божие. Оно не может быть разрушено. Вспомните, как гнали первохристианскую Церковь или какого размаха гонения на веру имели место в нашей стране в прошлом веке. Было время, когда на весь Советский Союз оставалось несколько епископов и три – четыре сотни священников, а остальные были либо расстреляны, либо находились в заключении. Тогда уже определяли пятилетки, когда с религией будет покончено. Результат один – Церковь укрепилась тысячами святых исповедников и мучеников. Ведь Глава Церкви – Сам Христос, всемогущий Бог. А сейчас другое время, я бы не говорил, что нас «малое стадо», а вспомнил бы слова Христа о делателях: что их мало. Нам нужно больше говорить о людях, кто живет праведной жизнью сегодня, а таких много. Они не думают о своей земной славе, для них главное – иметь сердце чистое и следовать за Христом.

В этом году я был на Великорецком крестном ходе. Меня поразило количество людей. В первый день в нем приняли участие 35 тысяч человек, не считая тех, кто стоял на улицах города Кирова. Паломники приехали с Украины, Дальнего Востока из Москвы, Калуги, Тамбова, Сибири, Белоруссии. За пять дней они проходят 160 километров с чудотворной иконой святителя Николая. И что главное – их ведет этим крестным ходом вера и любовь, а среди идущих много молодежи и интеллигенции.

Мы должны помнить: Русь жива верой. А вера требует подвига соработничества Богу. Нам, православным, надо жить по Евангелию, подавая пример окружающим. Особенно это касается духовенства. Чем больше будет примеров христианской жизни, тем больше у людей будет возможности осознать свой жизненный путь и связать его с Христом.

– Благодарю, Владыка.

– Спаси вас Господь.












Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru