Издательский Совет Русской Православной Церкви: Почему погиб допотопный мир? Неделя 27-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Почему погиб допотопный мир? Неделя 27-я по Пятидесятнице 04.12.2015

Почему погиб допотопный мир? Неделя 27-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Если бы современный человек мог перенестись в допотопную цивилизацию, он бы увидел, в сущности, привычный для себя мир людей, живущих весьма комфортно и без Бога. Эти люди «брали от жизни все»: стремились обрести достаток, стать успешными, достичь долголетия и даже бессмертия путем физического совершенства и познания тайн природы. Но весь их мир, как сказано в Библии, Бог скрыл под водами всемирного потопа (Быт. 7, 23). Почему? Разве нельзя было как-то их образумить и пощадить?

Причина потопа указана в Священном Писании. Однако библейские слова о великом развращении людей на земле, так «что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5), – не значат, что до потопа землю населяли лишь злобные и беспощадные убийцы. Ведь Ной был праведным, то есть не таким, как все, но никто по отношению к нему не проявлял агрессии. Допотопные люди вполне могли составлять и благоустроенное общество с высоким уровнем политического, технического, социального и культурного развития. Они просто были самодостаточны.

Здесь надо отметить, что, если в психиатрии самодостаточность относится к положительным характеристикам индивидуума, указывая на его способность самостоятельно решать вопросы и нести ответственность, то в религиозном контексте самодостаточность означает изолированное от Бога существование человека. Живших до потопа людей все земное устраивало настолько, что Господь их не интересовал. Это и есть подлинное зло – пребывать вне Творца, Который есть совершенное Добро, и не стремиться к Нему.

Характеристика допотопных людей как исключительно плотских: «потому что они плоть» (Быт. 6, 3), указывает на то, что все их желания, мысли, деятельность уклонились от Бога к земному существованию. Человеческий род окончательно избрал генеральным направлением своего развития благоустройство земной жизни и полностью забыл о развитии духа. Люди отказались от своего изначального предназначения быть жилищем Творца и одухотворять остальное творение.

Вне Эдема вместо покаянного обращения к Богу, мольбы о восстановлении райского общения человечество всецело обратилось к устройству материального мира, начало строить рай на земле без Бога, надеясь на свои собственные силы. Тем самым люди укрепляли, цементировали свое отпадение от Бога, то есть пребывание во зле. Это совершенствование в богоотступничестве достигло такой степени, что Господь признал окончательную неспособность человеческого рода принять Дух Божий из-за того, что люди всецело починились плотским устремления.

Смысл бытия человечества после отпадения Адама от Творца состоял в подготовке к Боговоплощению, к обретению людьми способности воспользоваться даром вечной жизни, который Бог был готов им дать. Когда же они совершенно оставили надежду на возвращение к благодатному общению и стали заботиться только об устройстве своей земной жизни, смысла в продолжении их существования больше не осталось.

Сострадание и любовь Творца к обрекшим себя на уничтожение допотопным людям проявились и в том, что Он дал им еще 120 лет, чтобы они покаялись: обратились от своего нечестия к Богу. За отведенный срок все жившие на Земле узнали про «чудака» Ноя, который строил корабль посреди суши и утверждал, что человечество обречено на смерть. Строительство Ноем ковчега – это прообраз новозаветной проповеди покаяния, звучавшей из уст Иоанна Крестителя, призывая людей изменить себя и свою жизнь (Мф. 3, 1–12; Лк. 3, 7–14).

Но люди, забывшие Бога, отрицавшие Его существование всем своим образом жизни, остались глухи и слепы. Они руководствовались сиюминутными потребностями и спешили приобретать, накапливать и жить в свое удовольствие, не задумываясь о Боге и вечности. Мысль о духовном обновлении была для них лишена смысла. И тогда, чтобы положить предел злу, Бог посылает на землю бедствие в виде всемирного потопа, потому что иного способа пробиться к сердцам людей уже не осталось.

Людям свойственно стремиться к сохранению каждого мгновения своей земной жизни. Господь же заботится об их вечной участи. В нашем представлении нет ничего страшнее физической смерти. Но в руках Божиих она является последним лекарством, способным прекратить смертоносное разрастание греха в отдельном человеке и во всем мире. В медицине при лечении тяжелых заболеваний врачи иногда вынуждены применять лекарство, убивающее наряду с больными и здоровые клетки. Но если это единственное средство, способное спасти пациенту жизнь, врач идет на его применение. Так и Бог, видя, что грех пронизал уже все существо человека, применяет последнее средство: Он пресекает его земную жизнь, чтобы спасти человеческую душу для вечности.

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru