Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Наука, культура и духовность тесно взаимосвязаны между собой

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Митрополит Климент: Наука, культура и духовность тесно взаимосвязаны между собой 27.11.2015

Митрополит Климент: Наука, культура и духовность тесно взаимосвязаны между собой

Приветственное слово митрополита Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, на открытии Х Оптинского форума «Наука. Культура. Духовность».

Уважаемые организаторы, участники и гости! Всех вас рад приветствовать на нашем форуме.

В этом году мы проводим уже десятый форум. С уверенностью можно сказать, что наши встречи в рамках форума для обсуждения актуальных вопросов современности стали уже крепкой и устоявшейся традицией. Этот форум мы посвятили современным вопросам и проблемам науки, культуры и духовности.

Апостол Павел в своём письме к Римским христианам, рассуждая о жизни языческого общества, пишет следующие слова: ««Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19-20)». В этих строках с неким разочарованием и удивлением апостол пишет о людях, которые в течении всей своей жизни изучают и рассматривают мир, но при этом не замечают в нём присутствия Творца. А их научная и творческая мысль не останавливается на признании того, что весь мир, как в отдельных частях, так и в целом устроен гармонично и закономерно.

Апостол, как Отцы и учители Церкви поздних эпох глубоко убеждён, что научное изучение видимого мира и открытие новых научных законов открывает человеку бытие Бога и мудрое устройство видимого мира. Для подавляющего числа выдающихся ученых всех времен и народов включая и современную эпоху изучение мира, приводило к «открытию» Бога в своей личной жизни. Основную мысль о научной деятельности как одном из пути познания бытия Бога хорошо выразил в своём слове  Михаил Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая — видимый мир... Вторая книга — Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не только в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры».

Если же в своей научной деятельности исследователь отказывался от возможности увидеть Творца  в его творении, а его жизненной позицией  являлось только раскрытие научной картины мира, то в этом случае исследователь оценивал религию и веру в Бога как противостоящие науке. На основании такого неправильного понимания научного познания мира возникали и создавались секулярные философские системы, а в худшем варианте система атеистического мировоззрения.

Научное познание окружающего нас мира и развитие науки возможно тогда, когда общество обладает высокой культурой. Таким образом, занятие наукой является показателем высоты и развития культуры общества.  Вспоминая приведённые ранее мною слова первоверховного апостола из послания к Римской Церкви, можно уверенно сказать, что христианство с момента своего возникновения раскрывало для людей высокий культурный потенциал, ранее не известный ни какому государству или народу, поскольку дало возможность взглянуть на этот, казалось бы, знакомый мир новым взглядом. 

В самом тексте Библии слово "культура" не встречается, но при чтении первых глав книги «Бытия» становится ясно, что мужчина и женщина сотворены Богом как существа, обладающие высокой культурой. Реализация заложенной культуры в человеке должна  была произойти при расселении человечества по миру при создании социального человеческого общества. Грехопадение Адама и Евы привело к возникновению негармоничного общества и культуры, впитавшей человеческую гордыню.

Распространение христианства в мире как результат его проповеди напомнило человечеству об утраченной высокой культуре и заложило возможность развития собственно христианской культуры, которая принципиально по – новому возвестила миру о месте человека во Вселенной, раскрыло нравственное достоинство человека, а отношениям между людьми связала узами христианской ответственности и любви.

Первым и главным показателем уровня и свойств культуры являются не её внешнее проявление, а ее духовная внутренняя глубина. Не оплодотворённая духовно, культура преобразуется в массовую культуру или перерождается в  явление антикультуры.

В опыте жизни Церкви христианская духовность возникает благодаря Божественному Духу, возрождающему в нас способность к сотворчеству с Богом и противлению злу, формируя особые внутренние нравственные ценности у человека. Одновременно духовность христианской культуры можно охарактеризовать субъективно, по содержанию христианских добродетелей в человеке или их отсутствии и объективно, по жизни человека в Церкви. Только при условии обладания внутренней духовной культуры человек может раскрывать заложенный Творцом в себе образ Божий и проводить свою жизнь в полноте общения с Богом.

Наука, культура и духовность настолько взаимосвязаны между собой, что утраты полноты одной из них непременно приведёт к  постепенной утрате остальных. В заключении хотел бы обратиться к участникам форума с вопросом: как в нашем современном обществе сохранить науку, культуру, духовность для дальнейшего их приумножения следующими поколениями населения нашей Родины.

Благодарю всех за внимание.

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru