Издательский Совет Русской Православной Церкви: Грех Адама принес расслоение личности. Неделя 21-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Грех Адама принес расслоение личности. Неделя 21-я по Пятидесятнице 23.10.2015

Грех Адама принес расслоение личности. Неделя 21-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Грехопадение не только разорвало тесную связь человека с Богом – оно нарушило гармонию человеческого естества. Природе первозданного Адама были присущи стройность и соподчиненность частей: духа (разума), души (сердца) и тела. Разум, как высшая составляющая, был соединен с Творцом и действовал в соответствии с установленным Богом законом. Душа, как средоточие чувств и движущая сила, вела Адама в том направлении, которое указывал разум. А тело свободно следовало велениям разума и сердца.

Но после того, как Адам отпал от Бога и его разум лишился благодати Святого Духа, три составляющие его природы утратили единство и согласованность. У отравленного грехом человека разум, сердце и тело стали действовать, подобно героям известной басни И. А. Крылова: «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду».

Такое расслоение личности каждый человек наблюдает в себе самом. Из-за него время от времени каждый из нас стоит перед мучительным выбором, когда разум говорит одно, сердце – другое, а тело – третье. И далеко не всегда мы склонны прислушиваться к голосу разума. Люди старшего поколения помнят выборы 1996 года, когда Борис Ельцин баллотировался на второй президентский срок. Лозунг его предвыборной программы звучал так: «Голосуй сердцем!». Надо отдать должное команде пиарщиков – весьма грамотных психологов, которые прекрасно понимали, что в 1996 году мало кто выберет Ельцина, слушая свой разум. А призыв к людям голосовать сердцем сыграл на их эмоциях, и Ельцину удалось победить на выборах.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что из трех составных частей нашей природы мы должны прислушиваться к голосу разума, поскольку он у человека менее поврежден. Когда мы делаем нравственный выбор, умом гораздо легче отличить хорошее от плохого, верное от ошибочного. Человеку легче научиться правильно понимать, чем правильно чувствовать. Святые отцы, подвижники и аскеты советуют прислушиваться к разуму, а вот пиарщики-психологи призывали слушаться своего сердца. Но в духовной жизни голос страстного сердца, эмоций может увести далеко от пути спасения. О крайне печальном внутреннем разладе человека свидетельствует апостол Павел. Он отмечает, что в человеке одновременно происходит действие двух противоположных устремлений: ум находит удовольствие в законе Божием, а в теле действует противоборствующий ему закон греховный (см.: Рим. 7, 22–25).

В «Подвижнических уставах» святитель Василий Великий рассуждает о том, что грехопадением первых людей человеческая природа была рассечена на тысячу частей. Воссоединение всех этих частей является главным моментом домостроительства нашего спасения, которое совершил Господь Иисус Христос. Тем самым святитель указывает на то, что грех Адама привел не только к утрате внутреннего единства каждым отдельным человеком, но и к разрозненности всего человечества в целом. То единство, которое существовало между первыми людьми в раю, было уничтожено в результате нарушения ими заповеди.

С тех пор каждый человек мыслит себя отдельным индивидом вне всего остального человечества. Другой человек воспринимается нами как чужак, как угроза нашему благополучию или как средство получения удовольствия, удовлетворения страстей. Мы можем убедиться в этом, если рассмотрим свои поступки и их мотивы в свете Христовой заповеди о любви к ближнему. Влечения нашего греховного сердца и наша реальная деятельность весьма далеки от идеалов евангельской нравственности.

В человеческой природе, созданной по образу Творца, изначально присутствовал образ троичности. Подобно тому, как в Боге одна природа принадлежит трем Его Ипостасям, в человеке одна природа должна была равно принадлежать всему человеку – его духу, душе и телу. По замыслу Господа, каждый человек должен был действовать во благо других людей. Бог создал нас с различными способностями, наклонностями и чертами характера, чтобы дополнять друг друга до единого целого, чтобы быть полезными друг другу. Мы призваны помогать и служить другим людям, используя свои природные дарования и приобретенные знания, навыки, умения.

Но полноценно преодолеть разделение человечества на отдельных индивидуумов можно только в Боге, в Иисусе Христе и Его Церкви. Как точно писал апостол Павел еще о первых христианах, «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5). Принимая Истину разумом, человек должен развивать в себе соответствующие чувства к окружающему его миру и ближним и совершать должные своему призванию поступки.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru