Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Наша задача приобщать школьников к православной культуре

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Наша задача приобщать школьников к православной культуре 22.10.2015

Митрополит Климент: Наша задача приобщать школьников к православной культуре

Митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью порталу «Православие и мир».

В начале осени стартовал Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне», который проводит Издательский совет Русской Православной Церкви. О том, кто может участвовать в конкурсе и о его темах – рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета.

– Владыка, в чем особенность конкурса «Лето Господне» в новом сезоне?

– Конкурс «Лето Господне» открыл второй сезон. В прошлом году к нам поступило 1363 творческие работы – мы поняли, что находимся на верном пути – интерес к православному литературному конкурсу для школьников был большой. В этом году правила те же, в конкурсе могут принять участие ученики 6-12 классов. Мы предлагаем ребятам написать творческие работы по одному из направлений: «Священное Писание и русская литература», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии» и «Монашество в русской литературе». Последнюю тему мы избрали, потому что в 2016 году отмечается 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон. Это очень важная дата. Монастыри и монашество на Руси оказало большое влияние на культуру и ментальность россиянина. Эта тема присутствует в творчестве наших великих писателей, и если юные авторы обратятся к ней, то это принесет им пользу.

Сочинения на конкурс принимаются до 1 декабря 2015 года. Самых талантливых ребят в дни весенних каникул мы пригласим в Москву на финал. У них будет возможность посмотреть достопримечательности столицы, храмы и монастыри, побывать на мастер-классах известных писателей и написать творческие работы, оценив которые, члены жюри назовут победителей.

– А что Вы можно посоветовать ребятам – как писать, чтобы работу заметили?

– Для этого им важно проявить самостоятельность и передать свой личный взгляд на тему, которая выбрана. Ни в коем случае не делать компиляции из интернета. На сайте конкурса действует система «Антиплагиат», которая выявляет такие несамостоятельные работы.

В сочинении можно рассказать о своем жизненном опыте – пусть еще небольшом, можно продемонстрировать знания и эрудицию, очень ценится – умение художественно излагать свои мысли, хорошо будет, если в работе будет присутствовать размышление. Это можно изложить как поиск решения героем того или иного вопроса, или как диалог двух друзей.

Как показал опыт прошлого года, ребята не боялись экспериментировать, писали по вдохновению. В сочинениях, которые они прислали на конкурс в прошлом году, они рассказывали о русских святых, любимых писателях, а также о своей вере, о любви к Богу, о красоте православного богослужения, силе молитвы. Кто-то поделился в сочинениях своей семейной историей, кто-то рассказал о паломнических поездках. Мы предлагаем самый широкий простор для творчества.

– Сейчас многие родители жалуются, что дети мало читают, их увлекают только соцсети и компьютерные игры. Как подружить их с книгой?

– Мы живем в цифровую эпоху и уже не можем представить своей жизни без интернета и гаджетов, и чувствуем «зависимость» от них. От бумажной книги такой тотальной «психологической зависимости» не было, хотя кто-то тоже мог «подсесть» на детективы или фантастику. Чтение настоящей книги – это серьезный диалог человека, который он ведет в своей душе. Не все готовы к такому труду, когда надо мыслить, когда надо заставлять «встрепенуться» свою совесть. Специалисты отмечают, что чтение бумажной книги отличается большей вдумчивостью и сопереживанием, а чтение текста на электронном носителе – это некое скольжение, сканирование информации.

На наших глазах меняется культура чтения, она становится более поверхностной, как и вся жизнь. Многие взрослые жалуются, что уже сами не могут «осилить» большие классические произведения, книга перестает быть важной частью досуга, как это было раньше. Что же говорить о детях, которые чуть ли не с младенчества получают в руки «гаджеты». И родители часто откупаются такими «игрушками» от детей – лишь бы ребенок не требовал внимания. В какой «цифровой реальности» он пребывает, уткнувшись в «планшет», об этом не думают. А потом родители жалуются, что у ребенка нет интереса к жизни, что он уходит в «виртуальный мир», подсаживается на игры как на духовный наркотик.

Подружить маленького ребенка с книгой можно только, если вместе читать русские сказки, вместе обсуждать их, а потом вместе делать уроки, в том числе читать и обсуждать литературу. Классические произведения отличает духовно-нравственная проблематика, они формируют представления о добре и зле.

– Многие преподаватели вузов жалуются, что упал уровень гуманитарной подготовки наших детей – они плохо знают классическую литературу, слабо владеют русским языком, пишут с ошибками. Что с этим делать?

– Нашу школьную программу постоянно меняют, реформируют. В ней недостаточное количество часов уделяется русскому языку и литературе. Хорошо, что сейчас возвращается школьное сочинение, которое помогает научиться излагать свои мысли.

На мой взгляд, беда не только в том, что оканчивая школу, молодой человек смутно представляет – кто такие Печорин или Раскольников. Беда в том, когда он не знает, кто такие Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец или Сергий Радонежский. А часто ли дети из светских семей читают Евангелие, труды святых отцов?

Школьное образование дает юному человеку научную картину миру, рассказывает о секулярной культуре. И на выходе в голове у юношей и девушек, закончивших школу, хаотичная сумма знаний, а целостной картины мира часто – нет. А что такое образование? Это возвращение человеку образа Божия, просвещение его светом евангельских истин. Вот и конкурс «Лето Господне» ставит своей целью – приобщение наших школьников к православной культуре. Темы предлагаются не самые хрестоматийные, и мы надеемся на участие родителей, на энтузиазм школьных педагогов-подвижников, которые помогут ребятам собрать материал, подскажут идеи для сочинений.

– Одно из направлений конкурса – «Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии». О каких авторах идет речь?

– Патриаршая литературная премия имени Кирилла и Мефодия учреждена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году она отметила свое 5-летие. Эта награда знак того, как высоко Русская Православная Церковь ценит труд писателя, знак того, что она видит в писателях единомышленников и соработников. За прошедшие годы ее лауреатами стали писатели Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев, Алексей Варламов, критик Валентин Курбатов, протоиерей Николай Агафонов, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский, прозаик Александр Сегень и другие.

Все они достойные авторы, внесшие заметный вклад в русскую литературу в самых разных жанрах – современной прозе, стихах, исторических романах, биографических книгах, эссе. Думаю, что для ребят познакомиться с этими произведениями, конечно, интересно – это же написали наши современники.

Изучая их творчество, школьники могут попробовать себя в роли начинающих критиков или литературоведов. В прошлом году писатели Виктор Николаев и протоиерей Николай Агафонов давали для наших финалистов мастер-классы, рассказывали о своем жизненном опыте, духовных исканиях, пути к Богу – все это отразилось в их книгах. Для нас важна связь поколений, и мы бы хотели открывать новые литературные таланты, давать им путевку в жизнь.

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru