Издательский Совет Русской Православной Церкви: Точка разрыва. Неделя 20-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Точка разрыва. Неделя 20-я по Пятидесятнице 16.10.2015

Точка разрыва. Неделя 20-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В раю Адам непосредственно общался с Богом, приобщаясь Божественной благодати, он получал просвещение и ведение. В отличие от католического взгляда, понимающего благодать как нечто отдельное от человека, как его сверхприродный дар, православное учение исходит из того, что Божественная благодать была укоренена в природе человека самим актом его творения, когда Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Как ни парадоксально, Адам был сотворен в таком высоком состоянии духа, которого сейчас достигают лишь величайшие святые, причем он пребывал в состоянии полного единения с Богом, когда Дух Святой руководит, просвещает, наставляет человека, как ему поступать, как вести себя.

Это единство с Богом, пребывание в Божественной благодати открывало перед человеком дальнейшие пути обожения себя и всего остального сотворенного мира, который ему поручалось привести к Богу. На этом пути, через соблюдение заповеди невкушения с древа познания добра и зла, человек должен был укрепить свою свободную волю постоянством, то есть осознанным и неизменным пребыванием в согласии с волей Божией, подобно ангелам. Сохранившие верность Богу ангельские сонмы пребывают в постоянном единении с Ним по своей воле. Они настолько укоренены в добре, что не могут отпасть от Бога по той причине, что не желают этого. Такого состояния должен был достичь и человек.

Вместо этого Адам добровольно впустил в себя яд греха. В результате исказилась вся природа человека: его тело, чувства и разум (то есть разумная часть человека, или дух). Используя образ из известной сказки Андерсена, можно сказать, что Адам начал воспринимать Бога, самого себя, ближнего и весь мир уже не через призму Божьего света, а сквозь зеркало злобного тролля, которое все искажало и показывало в превратном свете. Своего Творца человек начал воспринимать не как прежде, то есть любящим Отцом, Источником радости и нескончаемого блаженства, но грозным, карающим Судией.

Подобный взгляд на Бога получил развитие в западном христианстве. Католические богословы полагают, что смерть – это наказание от Бога. Они учат, что за грех Адама Бог всех людей наказал смертью, то есть лишил их Своей благодати. Протестанты, хотя и не признают благодати, но чисто юридически рассматривают грехопадение как преступление: Адам нарушил волю Божию и был за это наказан Творцом. Так стремление представить Бога по-человечески справедливым оборачивается идеей бесчеловечного Бога.

Есть среди протестантов и те, кто расценивает смерть как естественный атрибут жизни, исходя из положения, что всё в этом мире умирает. В любом случае, западное христианство видит причину смерти людей в Боге. В интерпретации блаженного Августина, еще безгрешным людям в раю Бог грозил смертью: «Если вы вкусите плод от этого древа, Я убью вас». Однако, по учению отцов Православной Церкви, Бог не угрожал Адаму, а лишь предупреждал его о потенциальной опасности отпадения от благодати. Он открыл людям, что вкушение плодов от древа познания неизбежно повлечет за собой смерть.

Любящий Творец предостерегает Адама, но не лишает человека свободы: когда Адам вознамерился совершить грех, Дух Святой «не выключил» его, как робота, но попустил ему пройти через это падение, вернее, отпадение от Бога. Но это вовсе не означает, что Господь преднамеренно сотворил Адама непослушным. Человек был создан в равной мере способным как к послушанию, так и к непослушанию.

Адам нарушил союз любви с Творцом без всякого принуждения, по собственной воле. Преступая заповедь, он понимал, что отступает от Бога. Он возомнил, что способен прожить автономно, без поддержки Творца. Выбор первых людей был самостоятельным. Однако с тех пор их потомкам всегда хочется переложить ответственность на другого, как это сделал Адам, указав на Еву, а в сущности, адресуя упрек Богу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12).

Адам злоупотребляет своей свободой, и тут же благодатная связь с Богом разрывается. Дух Божий не может насильно пребывать в человеке, который Его отверг. Адам лишается изначально присущей его природе благодати Святого Духа, что и названо в Библии смертью «в тот же день» (Быт. 2, 17).

После Адамова грехопадения жизнь человека перестала быть теоцентричной, то есть устремленной к Богу как к Источнику жизни. Она стала эгоцентричной: человек поставил в ее центр себя и свои желания, устремив все силы на их реализацию. Бога он при этом отодвигает на периферию своей жизни. Но и в этом случае Бог не мстит, не карает, не отказывается от человека, как тот отказался от Него, а по неизменной любви к Своему творению начинает устраивать домостроительство спасения человека, впавшего в смерть.


«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru