Издательский Совет Русской Православной Церкви: «У каждого человека есть Главное…»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«У каждого человека есть Главное…» 13.10.2015

«У каждого человека есть Главное…»

Размышления после 25-го Аксаковского праздника.

Ясная тёплая осень царила в дни 25-го Аксаковского праздника, скрашивала дороги по Башкирской земле, высвечивала холмистые дали, накрывала утренним туманом многие раздумья о судьбах писателей-славянофилов и патриотов...

Главный организатор праздника, подвижник Михаил Чванов (на фото) написал в автобиографической повести «Крест мой…»: «У каждого человека есть Главное, чем он живёт, и второ­степенное, что он делает в жизни как бы по пути и что, по его мнению, может, даже мешает главному, отбирает время. И вдруг он с удивлением и не без горечи, порой только к концу жизни, приходит к выводу: то, что он считал второстепен­ным – и было главным, более того, может, его Предназначе­нием в жизни... Уже в 18 лет я твёрдо знал, что буду писателем. Мечта моя в какой-то степени осуществилась, хотя во мне, без со­мненья, умер с болью крупный геолог или географ, наверное, я займу более чем скромное место в истории отечественной словесности, знаю только, что я был честным писателем, но уже в 20 лет моё имя было вписано в географические спра­вочники как первоисследователя крупнейших пещер Урала…». Теперь имя Михаила Чванова вписано в культурную летопись России как спасителя Аксаковского наследия – зримого и духовного.

В Уфе состоялся торжественный вечер, на открытии праздника присутствовал глава республики Рустэм Хамитов, который недавно принимал форумы ШОС и БРИКС. Но и тут нашёл время, выступил с содержательной речью, отметил важность творчества Аксакова, которое неразрывно связана с Башкирией. «Считаю, что издательству "Китап", – сказал президент, – нужно выпустить красочно оформленный сборник лучших произведений Сергея Тимофеевича, который должен стать украшением каждой семейной библиотеки, а Министерству образования – включить замечательную книгу "Детские годы Багрова-внука" в перечень книг для внеклассного чтения».

Президент Башкирии с высокой трибуны поддержал Михаила Чванова: «Важную роль в организации Аксаковского праздника играет его бессменный вдохновитель и руководитель – директор музея и председатель Аксаковского фонда, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Андреевич Чванов. Михаил Андреевич – не только известный писатель, деятель культуры, но и исследователь, чьи литературные и краеведческие поиски приобрели общероссийское звучание. Давайте поблагодарим Михаила Андреевича за его работу. Спасибо большое!». Гром аплодисментов грянул! И мой друг, издавший прекрасный двухтомник в издательстве «Вече», заслужил их. Его пронзительная повесть-исповедь «Жизнь без тебя», посвящённая умершей от рака жене, прежде бы зачитывалась до дыр в массовом журнале и книгах, а сегодня всё тонет в макулатуре донцовых-устиновых...

Представьте 1991 год, раздрай, и тут журналист, признанный мастер прозы начинает среди развала безнадёжное, казалось бы, дело – праздник Аксакова.

Спасает от сноса дом писателя в Уфе (теперь там музей), берётся восстанавливать усадьбу Надеждино и возрождать храм покровителя воинов и славян Дмитрия Солунского. Позднее Михаил Чванов, встретивший своё 70-летие, признавался: «Теперь я вспоминаю: всё, что касалось Аксакова, несмотря на безвременье, у меня получалось. Не могу похвалиться, что я в жизни удачливый человек, скорее, наоборот, но все, что касалось Аксакова, у меня получалось, самые разные люди шли мне навстречу. Теперь Дмитриевский храм стоит, белоснежный, с взметёнными над ним крестами, видимый из окон поездов, стучащих по транссибирской магистрали мимо станции Аксаково из Европы в Азию и из Азии в Европу, и по православным праздникам, и в ежегодный Международный Аксаковский праздник говорят над ним Аксаковские колокола, отлитые одним из лучших колокольных мастеров России Николаем Пятковым из Каменск-Уральского и подаренные храму Аксаковским фондом. А храмовая икона подарена Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, выдающимся скульптором и общественным деятелем Вячеславом Михайловичем Клыковым, а внёс икону в храм старший брат убиенного русского поэта Игоря Талькова – Владимир».

Чувствуете размах содеянного? Представляя гостей праздника, Михаил Чванов в театре рассказал поистине романтическую историю знакомства будущих супругов Костич: «Во время югославской войны в Москву прилетел выдающийся сербский поэт Зоран Костич. В Международном славянском культурном центре его познакомили с актрисой МХАТа Еленой Трепетовой. Закончилось это тем, что Елена оставила театр, своих родных и отправилась с возлюбленным на его родину, в пекло страшной войны. Так как из-за блокады самолёты не летали, поезда не ходили, их отправили на парусной шхуне из Крыма в Сербию. Одним из матросов на этой шхуне был ваш покорный слуга», – скромно признался Михаил Андреевич.

Зоран до сих пор остаётся верным борцом за единство славянского мира, живя в небольшом анклаве, зажатом мусульманами и католиками. Он всегда помнит, что сын автора «Семейной хроники» – Иван Сергеевич сыграл выдающуюся роль в освобождении южных славян от турецкого ига.

Славянофил не только собирал средства на освободительное движение, но был его идейным вдохнови­телем, вынуждал горячим словом русское правительство действовать. Болгарские ополченцы называли себя «детьми Аксакова».

Их форма, вошедшая в историю как «пехотная болгарка», была придумана И.С. Аксаковым. Всерьез обсуждалась идея вы­движения его на болгарский трон. Конечно, Иван Сергеевич отказывался. Это сегодня неудавшийся правитель Грузии Мишико Саакашвили хочет стать премьер-министром Украины, и многие измученные, свихнувшиеся украинцы согласны на этого жевателя галстуков! А тогда были другие люди и масштабные личности!

Вообще, надо напомнить, что сама идея панславизма возникла как проявление национально-освободительного движения. И родилась она не в России – термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Тогда вообще не было такого государства – Чехия, а царила Австрийская империя. «Среди славян, у которых любовь к свободе искони была тем горячее, чем слабее проявлялась у них охота к господству и завоеваниям, у которых тяга к независимости всегда препятствовала образованию высшей центральной власти, одно племя за другим с течением времени попадало в состояние зависимости», – это слова из пророческого Манифеста первого славянского съезда, состоявшегося в Праге в революционном 1848 году. Ещё дальше пошел анархист Бакунин, который заявил: «Признается независимость всех народов, составляющих славянское племя». Энгельс жестко критиковал Бакунина за подобные высказывания и договорился до того, что кроме поляков, русских и, самое большее… турецких славян (балканских – ?), ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности.

Как показало время, Энгельс сильно заблуждался, но в 1848 году с подавлением революционных выступлений и впрямь было сложно поверить, что на карте Европы появится более десятка славянских государств. К тому же Энгельсу, как немцу, просто не хотелось в это верить.

После поражения революции 1848 года славяне всё равно обратили свой взор на Россию, как возможного заступника. И эти надежды оказались оправданными… Ну, тут история долгая, хотя даже в самые мрачные времена не меркнут слова Фёдора Достоевского, предрекавшего неблагодарность освобождённых славян, о том, что у России две всемирно-исторических задачи: православие и славянство.

Я, как и все участники Аксаковского праздника – генерал-лейтенант авиации, Герой России Николай Гаврилов, главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов, секретарь Союза писателей Республики Крым Владимир Сорокин, ответственный редактор журнала «Роман-газета» Елена Русакова, сопредседатель правления Союза писателей России, поэт, драматург Константин Скворцов, специальный корреспондент «Литературной газеты» Евгений Федоровский и другие – разделяем эти слова Достоевского.

После революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал в это время, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, и критически настроенный к казёнщине, к дуболомному правлению Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до государя. Николай I, прочтя ответы Аксакова на вопросные пункты, написал замечания, которые препро­водил начальнику III отделения А.Ф. Ор­лову вместе с резолюцией: «При­зови, прочти, вразуми, отпусти!».

Вообще, поразительное это явление в России: преследование патриотов и государственников теми, кто должен, по имперской логике, их лелеять.

Оно ведь и сегодня так! Но не везде – провинция лучше столиц.

Так, в недальнем Оренбурге и в усадьбе Аксаково тоже прошёл Аксаковский праздник и вручение Аксаковской премии. Премию им. С.Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» из рук губернатора Юрия Берга получил оренбургский поэт Виталий Молчанов за поэтический сборник «Про лешего и не только». Обладателем награды за двухтомник издательства «Вече» «Увидеть Париж и умереть» и «Серебристые облака» в номинации «Лучшее художественно-публицистическое произведение» стал Михаил Чванов. Всего же на соискание премии было выдвинуто 23 произведения. В музее-усадьбе прошёл семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». По условиям семинара, двум лучшим начинающим литераторам вручаются гранты на издание книги. На этот раз возможность опубликовать свои произведения получили оренбургская поэтесса Наталья Борисова и прозаик из Самары Александр Курошин. Ну, кругом что-то делается для развития местной литературы – патриотической, краеведческой, для поддержки молодых писателей, и только Москва с её насундучившими нуворишами и крупными чиновниками сидит на своих миллиардах, не думая о московской литературе, об аксаковских (блоковских, есенинских, фатьяновских, симоновских и прочих державных традициях), а ведь те же Аксаковы стали знаменитыми московитами. Причём, Сергей Аксаков вышел на самую сложную должность – цензора! И он имел право как государственник и нравственный авторитет решать судьбу рукописей. Недаром Тарас Шевченко, только что вернувшись из ссылки, записал по-русски в своём дневнике: «Радостный из радостнейших дней. Сегодня я видел человека, которого не надеялся увидеть в теперешнее моё пребывание в Москве. Человек этот – Сергей Тимофеевич Аксаков». Тут хочется подтвердить: да, Шевченко – крупный талант в отличие от нынешних свидомых «последователей»: он всегда понимал, от преклонения перед Лермонтовым до уважения к русским современникам, кто есть кто в табели о рангах. Оканчивая одно из своих произведений, Кобзарь добавляет: «Как примет его С.Т. Аксаков? Мне ужасно хочется ему нравиться, и только ему. Странное чувство». А вот какой-нибудь Дмитро Павлычко никаких странных чувств не испытывает, он прямо говорит: «Вообще вся история российского государства – царской и коммунистической – это история завоевания мира. Об этом сказал Карл Маркс. Никогда Россия не изменится, она будет мечтать о завоевании мира, потому что Россию создали татары и монголы. И они там засели». Вот ведь какой последовательный марксист – автор лизоблюдных стихов про Ленина.

Ну, есть татарская кровь в великих сынах России и что? Гарные казачки с их скулами и сросшимися бровями тоже не от русых славян пошли, но ведь не в крови дело. Те же Аксаковы соединили в себе, и сами порой не понимая, две ипостаси евразийского мира, две великие духовные цивилизации: Православие и Ислам. Выразившие наиболее ярко национально-православную идею России сыновья Сергея Тимофеевича Аксакова, великие славянофилы – Иван, Константин и не писавший книг Григорий, оставшийся в тени братьев, – а он был честнейшим чиновником, одним из лучших губернаторов российских, – по матери (а она была полутурчанка) – из рода эмиров, прямых потомков пророка Магомета. Разве это не промыслительно?

И символично, что главным борцом за освобождение болгар и сербов от турецкого ига в XIX веке стал не кто иной, как полутурок, прямой потомок пророка Магомета Иван Сергеевич Аксаков.

До нас доносится страстный голос русского патриота:

Вокруг тебя кипят задачи,

Вокруг тебя мольбы и плачи

И торжествующее зло,

А ты... Ужель хотя однажды

Ты боевой не сведал жажды,

Тебя в борьбу не увлекло?

Услышим ли мы призывные голоса лучших представителей великой семьи или зло и безволие окончательно восторжествовало? Этот вопрос не оставлял меня среди мягких холмов, убранных полей и золотых лесов башкирской земли. Но твёрдого ответа даже среди яркого праздника, многоязыкого величания гостей и угощения от души – не находилось…

Уфа – Надеждино – Белебей

Столетие.RU









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru