Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О духовном выборе князя Владимира и русской культуре

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О духовном выборе князя Владимира и русской культуре 23.09.2015

Митрополит Климент: О духовном выборе князя Владимира и русской культуре

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на пленарном заседании Астраханского православного народного форума «Наследие равноапостольного князя Владимира: традиционные ценности в жизни современного общества».

  

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемый Александр Александрович!

Дорогие собратия архиереи, отцы, братья и сестры!

 

Сердечно поздравляю всех участников Православного народного форума Астраханской земли с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

В этом году отмечается 1000-летие преставления святого Крестителя Руси князя Владимира. В этой связи мы чаще говорим об истоках нашей русской цивилизации, о тех духовных ценностях, которое заложил равноапостольный правитель в основу развития Земли Русской, ее государственности и в самосознание народа.

Свой цивилизационный выбор святой князь сделал не в попытках решить экономические задачи, или получить политические преференции, а в поисках смысла жизни человека. Ответ на смущавшие его душу вопросы он нашел в Православии.

Церковь, на основе Священного Писания учит, что человек это микрокосмос, и в нем отображено все творение Божие от неживой материи до умозрительной природы. Вместе с тем только человек создан по образу Творца и обладает способностью уподобиться Богу и соединиться с Ним. Все это позволяло первозданному человеку осуществить конечную цель сотворения мира. Адам должен был объединить все Божие творение. Возрастая в Божественной любви и святости, он был способен преодолеть все разделения, существовавшие в мироздании: от деления всего живого на мужское и женское до границы между умозрительной и материальной природами. Возглавив все творение, Адам был призван привести весь сотворенный мир к жизни в Боге.

Но первый человек не устоял в добре и не справился с этой грандиозной задачей одухотворения всего мироздания. Эта задача не могла быть отменена, и ее выполнил Сам Бог, став для этого Человеком. В Иисусе Христе мы видим, какой призвана быть человеческая природа. Узнавая о жизни Спасителя и Его служении, мы можем понять, каковы достойные звания человека образ жизни и поведение.

Для этого нам надо чаще читать Евангелие. Евангелие — это особая книга. Как любил повторять один мой учитель в академии, «Евангелие это кислород вечности». Действительно, в чтении Евангелия человеку, как когда-то апостолам, открываются «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Вот почему нам надо читать его постоянно и приобщать к этому детей и юношество.

Обращаясь к истории, мы не можем отрицать, что распространение грамотности, чтение Священного Писания и духовной литературы было государственным приоритетом со времен Крещения Руси. «Повесть временных лет» свидетельствует, что святой князь Владимир, приняв крещение, «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». В конце X и начале XI века для обучения грамоте использовались не только греческие, но уже и славянские, древнерусские рукописи. В те времена с любовью относились к книгам и называли их «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали».

Сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый по примеру отца проявлял особе внимание обучению. Когда он правил в Новгороде, то повелел детей «учить книгам». В его школе насчитывалось до 300 человек. При нем была сформирована первая библиотека на Руси. В 1037 году он собрал писцов и поручил им переписывать славянские книги и делать переводы с греческого языка. В результате была создана библиотека Софийского собора в Киеве. По разным оценкам, она насчитывала до нескольких тысяч книг на разных языках. В основном это были церковные книги и духовные сочинения, а также энциклопедические сборники, содержавшие сведения по философии, истории, астрономии и географии.

Библиотеки создавались при монастырях и церковных соборах, в домах епископов и князей. Древнейшими из дошедших до нас рукописных русских книг являются Остромирово Евангелие и Новгородский кодекс Псалтири. Третью по древности рукописную книгу на славянском языке — «Изборники» Святослава Ярославовича, князя Черниговского — составили отрывки из Священного Писания и творений святых отцов, житийная литература, духовно-нравственные наставления и притчи, а также статьи по логике, поэтике, грамматике и загадки.

Приняв православную веру, русский народ полюбил и чтение. Уже при князе Ярославе Мудром на Руси появились не только знатоки литературы, но и писатели. Так, святитель Иларион, митрополит Киевский написал «Слово о Законе и Благодати». Наиболее известен преподобный Нестор Летописец, ученый монах Киево-Печерского монастыря, автор первых житий святых страстотерпцев Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Киево-Печерского, кроме того он написал «Повесть временных лет». Уже в то время преподобный Нестор отмечал, что «учения книжного» бывает великая польза, «книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. …Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Под этим могущественным влиянием духа благочестия и любви к Богу воспитывались поколения русских писателей, обогативших нашу литературу своими великими произведениями. Философу Ивану Ильину принадлежат глубокие слова: «Литература — школа национального духа, школа художественного вкуса и, следовательно, путь к всенародному духовному воспитанию». Символично, что год 1000-летия преставления святого князя Владимира объявлен в нашей стране Годом литературы.

Литературное наследие России занимает видное место в мировой библиотеке. Только XIX век дал человечеству много замечательных мастеров литературного слова. Творчество Ф. М. Достоевского изучается во многих странах мира. Более 10 лауреатов Нобелевской премии по литературе испытали влияние на себе его творчества. Немалое влияние оно оказывало и на ученого физика Альберта Эйнштейна, он подчеркивал, что Достоевский в своих произведениях не просто показал жизнь, но обратил «наше внимание на загадку духовного бытия».

Вопросы духовного бытия были средоточием русской литературы с момента ее зарождения в лоне православия после Крещения Руси. Какие ее отличительные черты? В начале XX века мыслитель Лев Шестов отмечал, что русскую литературу и вообще все русское искусство отличают «простота, правдивость и совершенное отсутствие риторических прикрас», что даже «наиболее скептически настроенный русский человек в глубине души своей таит надежду. Отсюда наше бесстрашие в правдивости».

Культурный опыт Европы, наоборот, направлен на то, чтобы «мириться и уживаться со злом». Носитель западной цивилизации сосредотачивается на себе, он не ставит задачей глобальную победу над злом, а всячески скрашивает его проявления в своей жизни. Западное искусство делает человека и все окружающее его «возможно менее естественным». Наша отечественная словесность не признает надуманный, выстроенный в многочисленных теодицеях западной культуры Happy end. «Я не принимаю этой жизни!» — эти слова героя романа Достоевского «Братья Карамазовы» (Ивана Карамазова) многообразно интерпретируются в творчестве русских писателей от Пушкина до Шукшина, обнаруживая «еще не вполне израсходованную веру в победу над злом».

Но, как предупреждал Достоевский, борьба со злом путем насилия и ненависти — это путь, который ведет к противоположному результату — к эскалации зла. «Ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения, как любовь есть двигатель творчества и укрепления», — писал в начале ХХ века Семен Франк. Православному христианину неиссякаемую надежду дает Пасха Христова. Верующий убежден, что зло побеждено и не имеет перспективы в вечности. Богочеловек Христос дарует всем людям возможность быть участниками этой Победы. Сегодня надо научить людей, особенно подрастающее поколение любви Христовой, чтобы наше общество вновь обрело этот духовный «двигатель творчества и укрепления».

В наше время приходится часто слышать о необходимости сохранения идентичности народа. Эта цель актуальная для нас в XXI веке, когда по всему миру люди призываются к забвению всех своих проблем в удовольствиях и развлечениях. Этот призыв звучит особенно цинично для нашего народа, история которого наполнена подвигами жертвенной любви даже до смерти, верности и правды. Все эти ценности происходят из христианской сущности нашей культуры. Именно благодаря евангельскому основанию они глубоко вошли в душу и сердце нашего народа. Но сегодня реально существует угроза их утраты.

В нашей стране, как и по всему миру, люди читают все меньше. Современный человек перегружен. Он торопится все успеть, растрачивает себя на суету, а к концу дня так устает, что у него остается только одно желание: посмотреть телевизор или «посидеть в Интернете». При этом на него обрушивается такое количество информации, что ее трудно осмыслить. Получается не жизнь, а неосознанное существование. Чтобы оставаться личностью, современному человеку важно находить время и силы обращаться к Богу в ежедневной молитве, таинствах Церкви, чтении духовной литературы. Так современный человек может понять, как строить свою жизнь.

Будущее ребенка во многом зависит от семьи. Именно в семье закладывается понимание жизненных ценностей человека. И хочется пожелать, чтобы люди находили время на совместную молитву, чаще  садились для совместного семейного чтения хороших книг, а не сидели, уткнувшись каждый в свой гаджет. Надо постараться в раннем детстве увлечь ребенка чтением, чтобы потом не сетовать, что его интересуют одни только компьютерные игры и социальные сети. Чтение — это труд души. Читая хорошую книгу, человек начинает слышать голос совести и жить осмысленно.

Вспоминая государственный выбор равноапостольного князя Владимира, мы призваны реализовать его духовный выбор в своей частной жизни и профессиональной деятельности. Ибо сегодня мы можем либо продолжить духовное и культурное развитие нашего Отечества, либо раствориться в океане истории, который уже поглотил многие великие и малые цивилизации, народы и государства.

Благодарю за внимание.

 

21 сентября 2015 года

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru