Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Что произошло в раю.  Неделя 15-я по Пятидесятнице 11.09.2015

Что произошло в раю. Неделя 15-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Диавол первым отделил себя от Жизни – от Творца. Питая зависть ко всему Божию творению, он пожелал лишить Жизни и первозданных людей. Он действовал осторожно и продуманно. Зная, что Бог дал Адаму заповедь еще до сотворения Евы, которая узнала ее от него, падший ангел выбрал именно женщину в качестве объекта своего пагубного воздействия. Чтобы расположить Еву к беседе, он принял облик змея.

Нам трудно понять эту уловку диавола, потому что сегодня мало кто испытывает к змеям симпатию. Может быть, срабатывает наша генетическая память о той катастрофе, которую потерпели прародители в раю, и мы недоумеваем, как змей может внушать особое доверие. Однако, судя по библейским словам, первые люди воспринимали змея совсем иначе.

В Библии он охарактеризован как самый хитрый из земных зверей (Быт. 3, 1), в славянском тексте говорится о его особой мудрости. Издревле змей был символом мудрости у разных народов. В Евангелии приводится слова Спасителя, наставлявшего Своих учеников: «Будьте мудры как змии» (Мф. 10, 16). Мудрость предполагает не только опыт, знания, но и умение ими поделиться, поэтому мудрый вызывает уважение и располагает к общению. Таким был обитавший в раю змей. Общение первых людей со змеем было невербальным, без слов, но поскольку мы даже в нашем падшем состоянии вполне можем понять своих домашних питомцев, тем более на это был способен Адам до греховного помрачения. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что змей изначально был для человека самым близким из служивших ему бессловесных животных. Пользующийся расположением человека змей и был выбран диаволом из всего животного мира в качестве удобного орудия своего коварного замысла.

Краткий библейский рассказ о грехопадении прародителей филигранно рисует картину извращения умственной способности души человека от общения с сатаной, которого именуют «помраченным духом». Диавол заражает своим духовным мраком всякого, кто вступает с ним в общение. Подобно тому, как ткань даже при легком соприкосновении с водой становится мокрой, так и недобрые, богопротивные пожелания, всеваемые нечистым духом, мгновенно проникают в ум человека и омрачают его. Если человек не воспротивится им, не пресечет их на корню, как сказано Псалмопевцем, не разобьет этих «младенцев» – злые мысли, «о камень» – твердую веру во Христа (Пс. 136, 9), то эти пожелания развиваются и полностью овладевают человеком, доводя его до совершения греха.

Приняв облик «друга человека», сатана не сразу предлагает Еве отступить от Господа, но начинает с посева сомнения в ее душу. Под видом безобидного вопроса он начинает клеветать на Творца: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Эта бесовская ложь задела жену, и она поторопилась оправдать Господа: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2–3). Некоторое ужесточение заповеди – добавление слов «и не прикасайтесь», которых Господь не произносил, обнаруживает происшедшее в Еве помрачение. Общение с лукавым изменило ее, и она уже не могла точно воспроизвести заповедь.

Диавол добился главного: он был не только услышан, но ему и ответили. Процесс заражения грехом начался, и лукавый нанес главный удар. Он поражает Еву ядом недоверия Творцу посредством явной клеветы: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4–5). По измышлению сатаны, Бог ограждает людей от познания зла, движимый вовсе не любовью к ним, а желанием удержать Свое превосходство, поэтому Он умышленно не допускает их до равенства Себе. Мучимый неутолимой завистью к Создателю, лукавый дух пытается представить Бога завидующим людям.

Диавол толкает жену на путь смерти, на который сам стал совершенно свободно, не принуждаемый ничем и никем. Он заражает ее той же болезнью, от которой пал сам: заставляет, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «мечтать о себе выше своего достоинства». Эти мечты опасны, ибо влекут за собой утрату тех даров, которыми первые люди пользовались в раю, – прежде всего дара блаженной причастности Богу и вследствие этого – дара вечной жизни.

Евангелист Иоанн Богослов называет главными движущими силами греховного помрачения похоть плоти, похоть очей и житейскую гордость (1 Ин. 2, 16). Именно эти богоотступнические пожелания овладели Евой в результате общения с диаволом. Сначала она увидела, «что дерево хорошо для пищи», и у нее возникло желание получить исключительно телесное, а не духовное удовольствие (похоть плоти). Затем она отметила, «что оно приятно для глаз», то есть испытала желание чувственного наслаждения (похоть очей). Наконец, она убедилась, что запретное древо «вожделенно, потому что дает знание», и поверила, что действительно может уподобиться Богу самостоятельно, без помощи Божией (житейская гордость). Идя на поводу этих желаний, Ева сначала отдалилась от Бога сердцем, а потом нарушила заповедь и убедила Адама поступить против воли Божией: «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru