Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О литературе в эпоху Интернета и электронных книг 04.09.2015

О литературе в эпоху Интернета и электронных книг

Слово председателя Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе «Литература в цифровой цивилизации».

Ваше Высокопреподобие, уважаемые братья и сестры. С радостью приветствую всех участников круглого стола «Литература в цифровой цивилизации».

Рассматривая развитие литературы в современном обществе необходимо отметить один немаловажный факт – разделение литературы на «печатную» и «цифровую». Причем, это разделение происходит по форме донесения творчества. Такая классификация литературных произведений даёт нам возможность говорить о двух разных областях литературного творчества современных писателей и характере ее восприятия.

При попытке сравнения этих двух областей важным достоинством «цифровой литературы» часто выделяют её доступность и открытость для потенциального читателя через возможность быстро находить необходимое литературное произведение через интернет-ресурсы или через тома электронных библиотек. Но, пожалуй, особенные возможности открываются для самого автора литературного произведения, который ведёт свою литературную деятельность в цифровом пространстве.

Прежде всего, это возможность провести автору эффективную апробацию новых литературных тем и исследовать их актуальность путём распространения «сигнальных экземпляров» в интернет-сети через оценку потенциального читателя. На данный момент в «цифровой литературе» уже наметилась определённая тенденция выкладывать для доступного пользования несколько глав или часть нового произведения для предварительного ознакомления читателем, которые предваряют выпуск полного тома в цифровом формате. А книга в печатном формате выходит для распространения через сеть книжных магазинов спустя некоторое время после выпуска электронного варианта.

Бесплатное распространение нескольких глав текста или части нового произведения в цифровом формате не только способствует популяризации самого автора и самого чтения в целом, но и по-новому оценивает значение и место читателя при создании нового произведения. Текст, выложенный автором на литературном сайте или посредством социальной сети, даёт возможность читателю выйти на контакт с автором, а после личной оценки прочитанного материала сообщить выражение каких мыслей, идей, чувств и идеалов он ожидает от автора в новом литературном произведении. Такое ожидание нового авторского текста и дальнейшая его оценка читателем уравнивает автора с читателем в правах на сам текст, а создание нового литературного произведения становится сотрудничеством автора с потенциальными читателями.

Хочу ещё упомянуть и о том, что в наши дни всё больше людей увлекается прослушиванием аудиокниг. Здесь положительная сторона заключается в удобстве знакомства с литературным произведением практически в любой обстановке, даже когда человек едет в машине или совершает прогулку. Но главным недостатком является то, что слушание текста обедняет и ограничивает его восприятие. Слушание текста исключает зрительные способности человека в его восприятии.

Человек, предпочитающий знакомиться с литературным произведением в аудио формате, не всегда может в полноте оценить авторский замысел произведения. В аудио варианте литературное произведение всегда воспринимается с привнесением читающего текст своего понимания. Голосовое восприятие преломляет личности литературных героев через творческое понимание декламатора. Таким образом, аудио формат литературных произведений не всегда даёт возможность слушателю сделать самостоятельную оценку авторского текста и осмысление прочитанного произведения.

В случае если человек читает книгу в привычном печатном формате, то он внутренне переживает не только образы людей, события и описанную окружающую обстановку, но и поведение и голоса каждого из героев. Держа в руках книгу, читатель приобщается к изложенным событиям, становится как бы участником происходящих диалогов и полемизирует с литературным замыслом писателя.

После приведённых рассуждений прекрасно видно, что привычный для нас печатный формат литературных произведений лучше сохраняет оригинальную мысль и задумку автора при составлении сюжетной линии и выбора темы повествования. Можно сказать, что автор со страниц печатного текста первым обращается к читателю и поддерживает диалог на протяжении всего текста.

И особо я хотел остановиться на духовной литературе. Она так же имеет распространение в двух форматах – печатном и электронном. Читать произведения церковных писателей с целью лучшего уяснения их содержания, безусловно, лучше держа в руках книгу.

Таким образом, можно сказать, что независимо от дальнейших перспектив развития области «цифровой литературы» традиционный и привычный печатный формат никогда не утратит своей актуальности для ценителя литературного творчества.

Я хотел бы попросить всех участников круглого стола поделиться своими прогнозами и идеями в вопросе развития «цифровой литературы» и месте печатной литературы в современном обществе в процессе нашей работы.

Спасибо за внимание.

Москва, 3 сентября 2015 года









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru