Издательский Совет Русской Православной Церкви: Адам – свободен. Неделя 13-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Адам – свободен. Неделя 13-я по Пятидесятнице 31.08.2015

Адам – свободен. Неделя 13-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Сегодня свободным принято считать человека, который может себе позволить все, или делает только то, что ему хочется, или, по крайней мере, выбирает из множества вариантов тот, который ему больше нравится. Однако это тривиальное понимание свободы не является верным. Во всяком случае, оно не относится к Адаму в райский период его жизни, когда он действительно был свободен. Попробуем уяснить, что же представляет собой свобода в своем изначальном смысле?

Есть в Священном Писании такие слова: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Весь мир хвалит своего Творца тем, что живет по Его святой воле, в согласии с установленным Им порядком существования выполняет свое предназначение. Солнце создано освещать и согревать землю. Земле положено вращаться вокруг солнца, деревьям и цветам – весной распускаться, а к зиме увядать и т. д. Все в мире существует по определенным законам и тем славословит Творца. Звери, птицы, рыбы, солнце, луна и прочие создания Божии не выбирают, следовать им своему предназначению или нет. Цыпленок, когда станет курицей, будет нести яйца, а теленок, когда вырастет, – давать молоко, то есть выполнять замысел Творца и этим воздавать Ему славу. И только человеку (как и ангелам) дана возможность решить: восхвалять ли своим дыханием, то есть своей жизнью, Творца или не делать этого.

Изначально по своей природе человек есть существо, стремящееся к соединению с Богом. Влечение к Богу, созидание единства с Ним должно было быть в Адаме основным мотивом бытия. Очень важно понимать, что человек таким был создан, но вместе с тем Бог не принуждал его к этому движению. Адам не был запрограммированным на добро роботом, его устремление к Творцу было добровольным, желанным, не вынужденным, а свободным. Адам был абсолютно свободен!

Естественное следование тому, что свойственно природе человека, и есть состояние свободы. Адам не испытывал сомнений, подобно нам, порой не знающим, как лучше поступить. Он без затруднений поступал согласно своему предназначению, двигаясь к своему Творцу, постоянно пребывая в общении с Ним, и таким образом постигал истину и наслаждался этим ведением. Ему не приходилось мучительно выбирать среди множества вариантов лучший, взвешивая все «за» и «против», или менять свои решения.

Но Адам мог и злоупотребить свободой – поступить вопреки своей природе: начать действовать противоположно тому, что ему определил Господь, выбрать противоестественное для себя удаление от своего Создателя и Источника жизни. Не случайно Иоанн Дамаскин говорит, что Бог сотворил человека «среднего между величием и ничтожностью». В свободном движении к Богу Адаму недоставало одного качества, которое ему предстояло выработать в себе. Святые отцы называют это качество неспособностью к падению.

Этим качеством обладает абсолютно свободный Бог, Который все, что хочет, может, но не все, что может, хочет. Действительно, Бог может абсолютно все, но всегда действует в соответствии со своей природой. Святые – люди, причастные Богу, также не стоят перед необходимостью выбора, ибо они познали истину. В свете истины путь их ясен, и святому не нужно выбирать из разных вариантов, он видит лишь единственный из них – верный. По этой же причине он может помочь и другим людям. А выбирать приходится тому, кто еще пребывает в неверии и тьме неведения.

Часто люди совершают, как они считают, «свободный» выбор, а на самом деле, находясь во власти греха, поступают в соответствии со своими пристрастиями (например, следуя моде). Если, скажем, человек пристрастился к алкоголю, то уже не он сам, а его пристрастие выбирает: идти ему на работу или не идти, пить или не пить. Пристрастный человек не может быть по-настоящему свободным. Он находится в плену тех страстей, которые приобрел: чревоугодия, жадности, неверия, тщеславия, зависти, самолюбия, блуда и так далее.

Адам же, находясь в раю, в полной мере обладал способностью самоопределения. Святитель Григорий Нисский называет его подобием Царя вещей, «поскольку он не был подвержен никакой внешней необходимости, но руководствовался только своей волей и выбирал независимо то, что хотел». Первый человек был призван приобрести незыблемость в этой свободе по образу Божию. Он должен был достичь состояния неспособности быть плененным страстями, «внешней необходимостью». Для этого в раю и находилось Древо познания добра и зла.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru