Издательский Совет Русской Православной Церкви: Для чего Бог сотворил Еву. Неделя 9-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Для чего Бог сотворил Еву. Неделя 9-я по Пятидесятнице 31.07.2015

Для чего Бог сотворил Еву. Неделя 9-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Рассмотрев различные аспекты сотворения человека, мы можем ответить на вопрос о его предназначении. По мысли святителя Григория Богослова, в первозданном мире была заложена возможность его совершенствования: всему творению только предстояло обрести полноту бытия в Боге. Человек был создан способным к жизни с Творцом, причем, чтобы не только самому достичь единения с Богом, но привести к этой блаженной жизни с Богом и в Боге весь сотворенный мир, объединив его в одно целое.

С этой целью первоначально человеку предстояло преодолеть ограниченность в собственном естестве: разделение на мужской и женский пол. Данное деление лишено сущностного значения, ибо по замыслу Создателя человеческая природа едина. Различия физической природы человека не распространяются на душу. На временный характер физиологических разделений указывают слова Христа, что после воскресения из мертвых люди «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах» (Мк. 12, 25).

По мнению святых отцов, Бог творит второго человека – с иными физиологическими свойствами, предвидя грехопадение, из-за которого утрачивается возможность продолжения человеческого рода изначально задуманным Творцом способом. Ведь еще в раю Бог дал первым людям заповедь обзаводиться потомством (Быт. 1, 28). Очевидно, на тот момент существовала возможность умножения людей достойным рая бесстрастным путем. Подобно тому, как Ева творится от Адама в непорочности, так и рождение их потомков, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно было нести «святое, духовное наслаждение», а не плотское, присущее животным. Но прародители не успели иметь детей в целомудрии. После райской трагедии инфицированной грехом человеческой природе потребовался более примитивный способ продолжения рода. И люди стали обзаводиться потомством по подобию животных.

В Священном Писании указывается на определенно благую необходимость сотворения еще одного человеческого индивида: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). В какой же помощи нуждался Адам? Неужели Бог творит ему служанку, домработницу? Надо признать, что слово «помощник» лишь приблизительно передает смысл этого библейского откровения. Согласно православному учению, в Библии сказано о жене, как о том, кто дополняет и восполняет бытие мужа. Об этом же говорит Адам, встречая свою жену: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 23–24). Следовательно, Бог творит Еву, чтобы вместе с Адамом они имели общую жизнь, и Ева становится помощницей Адаму в достижении главной цели – святости.

При этом Адам призван воспринимать Еву не как свою противоположность или средство удовлетворения своих вожделений, но как равноценную часть себя самого. Сотворение жены предварено Божественным Совещанием. Так что Ева, как и Адам, «вполне участвует в достоинстве человека и в достоинстве образа Божия», – отмечал святитель Игнатий. Блаженный Августин видел подтверждение равенства между мужчиной и женщиной в упоминании о ребре – той части тела, которая располагается ровно посередине: «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы, – рассуждал он, – если бы рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра».

Совместная жизнь Адама и Евы должна была способствовать их развитию, и они должны были дополнять друг друга. Только мужчина и женщина вместе могут составить одно целое, это невозможно двум мужчинам или двум женщинам. Как заметил святой Максим Исповедник, Адам и Ева должны были «явиться и стать согласно Божественному намерению единым человеком, не разделяемым по наименованию на мужское и женское».

Первому человеку потенциально была дана возможность полностью превзойти противоположность пола: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил», да «будут двое одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10, 6 и 8). Средством для достижения этого состояния должна служить любовь одного к другому как к образу Божию. А греховное вожделение и потребительское отношение появились во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной уже после грехопадения. Изначально Адам и Ева через совместную жизнь были призваны достигать совершенства.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru