Издательский Совет Русской Православной Церкви: Человек – конспект вселенной. Неделя 8-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Человек – конспект вселенной. Неделя 8-я по Пятидесятнице 24.07.2015

Человек – конспект вселенной. Неделя 8-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Древнегреческие философы восхищались удивительным устройством человека, в котором заключено все существующее в мире. По этой причине они называли его микрокосмом, то есть миром в миниатюре. Человек – это малая вселенная, он находится в макрокосмосе всего физического мира и отражает в себе все его элементы.

Эти воззрения подтверждаются данными современной науки: в строении и жизнедеятельности человеческого организма отражаются все виды существования материи.

С античными представлениями о человеке как о микрокосме согласно и церковное учение. Преподобный Иустин (Попович) говорит о видимом материальном мире как о продолжении тела Адама. Этот взгляд соответствует святоотеческому учению. Преподобный Иоанн Дамаскин разъясняет, каким образом человек посредством своего тела связан с миром видимым, будучи причастным ко всем уровням вещественной природы: неорганическому, растительному и животному. Человек имеет общее с неорганическим миром, поскольку «он соединен из четырех стихий» или, говоря современным языком, в нем присутствуют вещества в различных агрегатных состояниях (твердое, жидкое, газообразное). С растительным миром человека роднит живая клетка и соответственно способность к росту, питанию и рождению себе подобных. Сходство с животным миром он находит в наличии желаний и чувств, которые мотивируют поведение.

Далее преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что «через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами», то есть ангелами. Человеческая душа, подобно ангелам, разумна, бессмертна, незрима. Она соединяет человека с духовным миром бестелесных творений. Следовательно, человек причастен ко всем уровням мироздания, включая мир ангельский. Так что «человек и есть малый мир», – заключает преподобный Иоанн.

Более того, святые отцы развили и углубили античную идею о человеке-микрокосме. Главным для них было не то, что человек по своему телу подобен всей природе, или, как считал Аристотель, что он является разумным общественным животным. Истинное величие человека святитель Григорий Нисский видел в том, что только человеку дано «быть по образу природы Творца». Все творение отражает совершенство Создателя, но в человеке это отражение достигает предельно возможной степени: человека Бог творит по Своему образу и подобию (Быт. 1, 26–27).

Сравнивая тексты этих библейских стихов, необходимо отметить важную деталь. Сначала, когда описывается намерение создать человека, говорится об образе и подобии, а затем, в описании исполнения этого намерения, – только об образе Божием. В отличие от некоторых учителей Церкви, которые объясняют это синонимичностью значений слов «образ» и «подобие», большинство святых отцов усматривают их разницу. Одним из них является преподобный Иоанн Дамаскин, который поясняет, что под Божественным образом в человеке подразумевается разумная и одаренная свободной волей душа. Этот Божий дар творения от прародителей передается каждому представителю человеческого рода и присущ всем нам от рождения.

Что же касается подобия Божия, то оно, по выражению преподобного Иоанна, «обозначает подобие через добродетель», конечно же с оговоркой: насколько человек – существо ограниченное – может уподобиться бесконечному Богу. Следовательно, богоподобие входит в замысел Бога о человеке, но оно не дается изначально. Для достижения богоподобия необходимы усилия самого человека.

В трактате «Об устроении человека» святитель Григорий Нисский сравнивает человеческую душу с зеркалом, которое отражает в себе Творца. Очень похоже – отпечатком Божества – называет человека святитель Игнатий (Брянчанинов), утверждая, что, несмотря на ограниченность, человек имеет полноту сходства с Богом. Таким образом, православное учение рассматривает человека не только как микромир, но и как макрокосм – отражение необъятного Бога.

И если античных мыслителей восхищало родство человека всему царству природы, то святых отцов поражает сотворение Богом человеческой души по Своему образу. В ней отпечатлены Его черты, и первообразом для нее является Иисус Христос Сын Божий. В этом состоит основание той максимы, которую призван осуществить человек в своем бытии.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru