Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу 29.05.2015

Невидимый мир – каков он? Слово на Троицу

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В это воскресенье Церковь вспоминает событие Сошествия Святого Духа на апостолов и прославляет Живоначальную Троицу. Бог – Источник жизни во всех ее проявлениях, Он является Творцом видимого и невидимого мира. Об этом говорится в самых первых строках Священного Писания. Словом создает Бог наш физический мир. Но до появления материи Бог творит мир невещественный – духовный, то есть ангелов. Но об этом в Библии сказано не прямо, а прикровенно.

Святой VII века, аскет-созерцатель Исаак Сирин объясняет молчание Библии о творении ангельского мира тем, что девять природ ангельского мира Создатель творит особым действием «в молчании» и только десятую природу – Своим Словом. И когда Бог произносит первую фразу: «Да будет свет» (Быт 1, 3), только тогда и появляется десятая природа – видимый, осязаемый и познаваемый нами мир. Именно с этого момента в Священном Писании начинается описание творения мира видимого.

Святые отцы усматривают указание на сотворение мира ангелов в первой части акта творения, описанного в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Небо», в их понимании, это тонкий, невидимый для нас мир ангелов. Его появление было первым творческим актом, после чего Бог создал мир вещественный, названный «землей».

Строго говоря, нашему зрению и другим органам чувств доступен даже не весь материальный мир. Но он может быть познан с помощью материальных устройств, расширяющих границы нашего восприятия, таких, как микроскоп и телескоп, датчики инфракрасного излучения и электромагнитных волн, ультразвуковые и инфразвуковые локаторы и т. п. Однако нет таких приборов, с помощью которых можно заглянуть в мир ангелов. Поэтому человек, признающий исключительно эмпирический путь познания, подвергает сомнению существование ангельского мира.

Из Божественного Откровения нам известно, что ангелы существуют, что они первые сотворенные Богом умные существа и являются служителями Божиими. Слово «ангел» в переводе с древнегреческого означает «вестник», «посланец». Только эту сторону их служения человек может воспринять – посланничество.

Как все люди обладают единой человеческой природой, так и все ангелы обладают единой природой ангельской. В отличие от нас по своей природе ангелы невещественны. Они бестелесны, но не абсолютно, потому что совершенно невещественным является только Бог.

Ангелы – разумное творение и созданы бессмертными: их природа неуничтожима, она не подвергается тлению и распаду. Но в то же время их природа ограниченна. Это означает, что в отличие от Бога ангелы не вездесущи, они могут находиться только в одном месте мироздания. Когда ангел посылается Богом на землю, его нет на небе, а пребывая на небе, он отсутствует на земле. Скорость перемещения ангелов весьма велика, но конечна. То есть ангелы могут моментально преодолевать большие пространства, но действуют только в одном месте. Одновременно действовать везде свойственно только Единому Богу.

Ангелы живут в ином измерении, нежели мы, люди. Каков мир, в котором живут бестелесные разумные духи? На этот вопрос нет точного ответа. Возможно, их мир иной – не привычное для нас трехмерное пространство, в котором мы живем. Многомерные модели пространства, которые изучают физики, математики и философы, сложно описать или представить, потому что на практике мы никогда не сталкивались с подобной реальностью. Проводя аналогию, можно лишь принять к сведению, но не изобразить или объяснить существование иной, по сравнению с нашей, системы координат, в которой пребывают ангелы.

В данном вопросе важно знать следующее: нельзя смешивать бытие ангелов с бытием Бога, соотносить их с одним «пространством». Несмотря на то, что ангелы действуют вне законов нашего физического мира, вне земных координат, тем не менее, они причастны тварному миру. Между людьми и ангелами как двумя вариантами тварного бытия (материальным и нематериальным), расстояние намного меньше, чем между ангелами и Богом, так же, как между тварной природой и нетварной, Божественной природой их Создателя.

"Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru