Издательский Совет Русской Православной Церкви: Поэт Неба и земли. Неделя 7-я по Пасхе

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поэт Неба и земли. Неделя 7-я по Пасхе 22.05.2015

Поэт Неба и земли. Неделя 7-я по Пасхе

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Святой великомученице Варваре познание Бога открылось через созерцание природы, которая, словно живая книга, повествует о своем Создателе. В Священном Писании с самого начала говорится о Боге Творце всего мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), – этими словами боговидец Моисей начинает первую книгу Библии – Бытие, чтобы, по словам святителя Василия Великого, люди не приняли ложной мысли о случайном устройстве мира и отсутствии в нем разумного управления.

У мироздания есть Высшее Начало – Разумный Творец. По Его воле все, что мы видим, осязаем, к чему можем прикоснуться, получило начало. А «без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3), – так выразил эту же мысль апостол Иоанн Богослов в первой главе своего Евангелия. Это базовое положение нашей веры мы отстаиваем и сегодня. Ведь и в наши дни существует множество гипотез о случайном появлении жизни, отрицающих Божий замысел творения.

Еще в IV веке святитель Василий Великий писал, что отрицание Бога является ошибочным путем в познании. Не допуская существования разумной причины происхождения вещей – объектов материального мира, оно соответственно выстраивает все остальные причинно-следственные связи. Так что мнение, что мир создался без Бога, по воле случая – давнее заблуждение.

Если исходить из отсутствия целесообразности творения, то в природе все должно быть однородно. Святитель Афанасий Александрийский, один из отцов I Вселенского Собора, память которых чтит Церковь в это воскресенье, рассуждал, что в таком случае «во Вселенной, как едином теле, надлежало всему быть солнцем или луной... и у людей целому телу надлежало быть или рукою, или глазом, или ногой». Наука же, напротив, не перестает познавать сложность и гениальность устройства живых организмов и неживой природы. Каждый объект уникален, и при всем разнообразии творения в нем присутствуют взаимосвязанность и стройность. Во вселенной нет ничего, что появилось бы и существовало само собой, без цели и причины. Наоборот, все имеет свое предназначение. Из существования причины всего существующего святитель Афанасий призывает уразуметь Бога – Того, Кто привел в порядок и сотворил всю вселенную.

В III веке священномученик Дионисий Александрийский обоснованно задавал материалистам следующие вопросы: как причиной появления стройного порядка мироздания, называемого «космосом вследствие величия и множества вложенной в него мудрости», стали атомы, носящиеся без всякого порядка? Каким образом правильные движения и пути произошли от беспорядочного метания? Рассуждая о происхождении мира, не без юмора святой выражал недоумение, почему атомам не поклоняются те, кто верит в самопроизвольное зарождение материи.

Живший четыре столетия спустя, в VII веке, преподобный Иоанн Дамаскин опровергал мнение, что случайность обладает созидательной силой и может управлять вселенной. Даже допуская случайное происхождение мира и, что еще менее вероятно, его стройное формирование случайным образом, уж никак нельзя согласиться с тем, что совершенно случайно пребывают неизменными законы, по которым он существует. По воле случая не может соблюдаться никакое постоянство, в том числе и законов природы. Для этого должен существовать Некто, отличный от случая. Его мы и называем Богом.

Наконец, если не существует Высшей Причины происхождения мира, и он является «счастливой игрой случая», то возникает вопрос: как образовалась органическая жизнь? До сих пор нет научных данных, подтверждающих, что неживая материя может породить живую клетку. Ученые, развивающие теории абиогенеза, по-прежнему не в состоянии объяснить, какие химические процессы привели к возникновению белков, ДНК или хотя бы их предшественников. Так что остается немало сторонников теории принесения на Землю жизни из космоса. Но и данная теория не объясняет, откуда жизнь появилась в космосе. Православие исповедует, что весь космос, и землю, на которой мы живем, и все живое сотворил Бог.

В Символе веры Бог назван Творцом Неба и земли – видимого и невидимого миров, что в дословном переводе с греческого звучит особенно красиво: Поэт Неба и земли. Святые отцы называют Бога Художником, высочайшим Архитектором. Мир сотворен красивым, потому что прекрасен его Создатель. Святой Григорий Палама прямо называет Бога Первой Красотой, Которой красота тварного мира только в некоторой степени уподобляется. Красота – одно из наименований Бога, по-старославянски – Доброта. «Эта неоскудевающая Благость, эта Доброта любезная, – говорит о Боге Василий Великий, – это Начало существ, этот Источник жизни, этот духовный Свет, эта неприступная Мудрость – вот Кто сотворил в начале небо и землю».

"Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru