Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Одна есть в мире Красота.  Неделя 6-я по Пасхе 15.05.2015

Одна есть в мире Красота. Неделя 6-я по Пасхе

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В Неделю 6-ю по Пасхе мы вновь слышим евангельский рассказ об обретении веры, на этот раз – о духовном прозрении слепорожденного. Человек родился незрячим, но этот недуг не стал для него преградой в познании Бога. Про него Христос сказал, что он родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3).

Если человек живет не по обычаям мира сего (Еф. 2, 2), а по евангельским законам, ему открываются «дела Божии» даже в рядовых, повседневных обстоятельствах. Он убеждается, что Божий замысел о его благе реализуется не только в успехах и удачах, но нередко и в лишениях, горестях и болезнях. Серьезные испытания отрешают нас от внешней суеты и обращают наше внимание к Первооснове. Когда сердце человека чисто, как оно было чисто у слепорожденного, не видевшего греха и внутренним зрением воспринимавшего Истину, то Бог открывается ему Сам. Таким образом Бог открылся и великомученице Варваре. Она, созерцая красоту и гармонию мира, сама пришла к познанию Его Творца.

Житие святой Варвары – это удивительный рассказ о духовном прозрении молодой девушки. Святая жила в Илиополе, в восточной части Римской империи, на рубеже III и IV веков и происходила из богатого и известного рода. Она рано лишилась матери, и ее отец Диоскор окружил дочь плотным кольцом заботы, и она жила в полной изоляции от внешнего мира. Варвара воспитывалась в языческом многобожии, ведь тогда христианство было гонимо римскими властями. Любимым ее занятием было созерцание красоты окружающего мира. Она восхищалась его продуманностью и внутренней гармонией. Бескрайнее небо, на котором сияние солнца сменяет блеск луны и мерцание звезд, рассветы и закаты, радуга над искрящимися струями фонтанов, прохлада благоухающих садов, неповторимое изящество каждого цветка – все пробуждало в ней вопросы: «Кто сотворил все это? Кто устроил все так мудро и прекрасно?». В представлении юной девушки Творец этого дивного мира должен был быть необыкновенно мудр и прекрасен.

Однако, глядя на идолов, которым все поклонялись, Варвара не могла поверить, что это те самые боги, которыми и был создан мир. Святая полагала, что, созданные человеческими руками, они не способны положить начало тому, что превосходит всякое понимание. Безжизненные истуканы не в состоянии дать жизнь вселенной, ее Создателем может быть только Тот, Кто не сотворен и имеет личное бытие, независимое от человека и остального мира. Так созерцание красоты природы привело святую Варвару к познанию Истинного Бога. Никто из ее окружения никогда не говорил ей о Нем, девушка сама пришла к мысли, что существует Бог, Который создал все на свете. Встреча с христианами дало ей истинное знание о Творце.

Приняв Святое Крещение, святая Варвара твердо исповедовала Бога Троицу. Ее веру не смогли поколебать ни уговоры, ни ужасные мучения, ни отречение отца, ни смерть от его меча. По сравнению с красотой и совершенством Творца, которые проявляются в величии и гармонии мироздания, языческая вера казалась ей примитивной, полностью лишенной смысла. Она всецело отдалась истинной Красоте – Христу и поклоняться языческим идолам для нее было невозможно, даже под пытками и угрозой смерти.

Так внутренне изменяет человека духовное прозрение, о котором вспоминает Церковь в этот воскресный день. Евангельский слепорожденный также бесстрашно отстаивал праведность Христа перед Его гонителями, рискуя быть отлученным от синагоги (Ин. 9, 13–33). Он не побоялся стать изгоем в своем народе, потому что ему открылись всемогущество и надмирная красота Любви Божией, которая сотворила этот мир и будет судить его не по человеческим суждениям, а по Своим законам (Мф. 25, 31–46).

Перед Судом Божиим никто не сможет оправдаться своим неведением. Бог разными способами открывается каждому человеку. Кто-то с младенчества воспитывается в вере в Бога, кто-то убеждается в Его существовании уже в сознательном возрасте. Апостол Павел, обращавшийся с проповедью к язычникам, писал, что даже им открыто то, что человек может знать о Боге: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество», которые «от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20), поэтому в день Суда и язычники не будут иметь оправдания. И мы будем осуждены перед истинной Правдой и Любовью – Христом, если наш образ жизни ничем не будет отличаться от жизни язычников, поклоняющихся мамоне и все силы полагающих на удовлетворение низменных страстей.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru