Издательский Совет Русской Православной Церкви: Они были первыми. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Они были первыми. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц 24.04.2015

Они были первыми. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В третье воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает тех, кто первыми узнали о Воскресении Сына Божия, – святых жен-мироносиц. О явлении Воскресшего Христа именно женам-мироносицам упоминают все евангелисты.

Святитель Феофан Затворник писал, что мироносицы не сомкнули глаз, пока не обрели возлюбленного Христа. Беззаветная любовь к Спасителю и преданность Ему помогли им преодолеть смертельный страх. Все эти дни после ареста любимого Учителя они были поглощены только Его страданиями, совершенно забыв о себе. С плачем следовали за Христом до Голгофы и были свидетелями Его страшной казни (Мк. 15, 40; Ин. 19, 25), а затем, изнемогшие от скорби, стояли возле гробницы (Мф. 27, 61), наблюдая Его погребение (Лк. 23, 55).

Предписанные еврейским ритуалом похоронные обряды совершили тайные ученики Христовы: Иосиф и Никодим (Ин. 19, 38–40), память которых также совершается в это воскресенье. Обвитое пеленами Тело Господа они положили в усыпальнице, которую Иосиф незадолго до этого вырубил для себя в скале, и привалили ее вход большим камнем (Мф. 27, 57–60). В первый день после субботы, во время которой иудеями соблюдался строгий покой, как только рассвело, мироносицы направились ко гробу Спасителя, чтобы в последний раз послужить Ему – умастить ароматами погребенное Тело. И на всем пути к Голгофе их тревожила не угроза расправы римских стражников, а собственная слабость, неспособность отвалить тяжелый камень, закрывавший вход в гробницу (Мк. 16, 1—3).

В иудейской среде того времени женщины были бесправными членами общества. Их, как и детей, не учитывали при исчислении народа. Римское законодательство также не признавало за ними прав. Когда Спасителя выводили на казнь из Иерусалима через Судные врата, где в последний раз мог быть обжалован вынесенный приговор, некому было сказать слово в Его защиту, ибо женщины, как и несовершеннолетний апостол Иоанн Богослов, не имели права голоса.

Что же сделало слабых и бесправных женщин сильными духом и придало им смелость? Они верили не разумом, а сердцем и поэтому не усомнились в божественности и всесилии Христа, не разочаровались в Нем, даже видя Его мучения и позорную смерть. В отличие от учеников, которые говорили: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21), – женщины сохраняли надежду. Надеяться они могли только на чудо, и Господь явил им чудо Своего Воскресения.

Мироносицам Воскресший Христос явился даже раньше, чем апостолам. Это не означает, что апостолы были в чем-то хуже или меньше любили Христа. Но их вера и любовь были иными. У апостолов вера неразрывно была связана с логикой, поэтому они колебались, искали подтверждений. Однако позже, пройдя через сомнения и отречение, апостолы так утвердились в вере, что уже более ничто не могло отлучить их от любви Христовой (Рим. 8, 35–39).

Новый Завет утверждает равноценность мужчин и женщин перед Богом и одновременно отмечает своеобразие их духовного устроения. Праведный священник Захария нуждался в доказательствах известия о том, что у него должен родиться сын, переданного ему архангелом Гавриилом (Лк. 1, 18). И как не похожа на него Дева Мария, которая кротко приняла ангельское благовестие (Лк. 1, 38), и стала Богоматерью, ближайшей к Богу, чем даже ангелы.

Прославляя Пресвятую Богородицу, чествуя жен-мироносиц и тысячи святых жен: мучениц, равноапостольных, преподобных, праведных – Церковь упраздняет противостояние полов, надуманное состязание между мужчинами и женщинами. Учение Христово обращено ко всем без исключения, и все люди одинаково искуплены Христом самой высокой ценой. За всех без различия Он пролил Свою кровь. И каждый человек, независимо от принадлежности к мужскому или женскому полу, призван усвоить этот дар благодати (Рим. 5, 15–17) и сделать его действенным в своей жизни.

Воскресший Христос превратил плач мироносиц в радость, как поется в воскресном тропаре. Их плач был растворен надеждой, которая увенчалась радостью о Воскресении Спасителя. Так и нам надо во всякой скорби и трудных обстоятельствах не терять твердости духа, но с надеждой довериться Господу. Сын Божий жил среди бедных и был странником, испытывал голод и жажду, претерпел предательство близких, зависть сильных и ненависть толпы. Он силен помочь и утешить в любом несчастье.

Вместе с тем Христос обращается к нам с призывом помочь каждому нуждающемуся человеку (Мф. 25, 34–45). Проявляя внимание и любовь к таким людям, мы оказываемся в числе верных и беззаветно преданных Христу мироносиц, спешивших послужить Ему и при Его жизни и после смерти. И это стремление не разлучаться со Христом приведет нас, как и жен-мироносиц, в невечерний день Его Царствия.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru