Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О чем говорят нам ветви вербы и зажженные свечи. Вход Господень в Иерусалим 03.04.2015

О чем говорят нам ветви вербы и зажженные свечи. Вход Господень в Иерусалим

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

За неделю до Пасхи Церковь вспоминает Вход Господень в Иерусалим. На пути в Святой град Спаситель говорит своим ученикам: «мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие» (Мф. 20, 18–19).

Ученики не поняли этих слов. Тем более, когда они приблизились к городу, то увидели ликующих людей, которые срезали ветви пальм и вместе со своими одеждами стелили их на пути Христа, приветствуя его как победителя (Мф. 21, 8–11). Но входя под эти приветственные голоса, Он знал, что идет принять предательство, страдания и смерть. И среди ликующей толпы Он видел лица тех, кто не радовался этому Его шествию.

Римские завоеватели были обеспокоены ликующими криками толпы о ниспослании Освободителя (Мк. 11, 10). Объявление Христа Царем (Лк. 19, 38) давало основания подозревать в Нем очередного лидера народного восстания, в обширной же империи власть кесаря удерживалась силой. Вот почему с такой жестокостью и презрением издевались в претории над тихим Пленником воины Пилата. Задумаемся, не происходит ли подобное в нашей душе, когда мы порой предаем мукам нашу совесть, этот голос Божий, призывающий нас к исполнению Христовых заповедей? Боясь проявить живую веру, мы, подобно римским язычникам, предаем смерти Слово Божие, делая Его безжизненным в нас.

Вопреки опасениям римлян Спаситель принес людям независимость высшего порядка: свободу от служения греху, избавление от вечной погибели через покаяние. Однако ни ближайшие ученики, ни народ не поняли высоты Его учения. Люди, погруженные в свои земные проблемы, ожидали, что кто-то решит именно их: освободит от римского гнета, налогов и вернет государству военную мощь и благосостояние. Христа, предложившего сокровище духа, не приняли даже свои (Ин. 1, 11).

Не так ли и мы зачастую утилитарно понимаем Евангелие, отвергая подвиг следования за Христом? Современный гедонизм, то есть потакание страстям, трактуется как любовь к себе, в то время как евангельская любовь к человеку основана на восприятии его как образа Божия. Этот образ мы призваны восстанавливать в себе, очищая свою душу от страстей. Наша любовь к ближним должна выражаться в служении им, как Самому Христу.

Никакой грех не может быть оправдан тем, что многие другие поступают так же. Присоединяясь к большинству, можно оказаться в той толпе, которая просила освободить разбойника и распять Христа (Мф. 27, 20–22). Но так уж устроены люди, что большинство готово обманываться, безответственно принимать диктат страстей вместо велений совести.

Во все времена существовали способы воздействия на общественное мнение. Древние технологии, конечно, не были такими изощренными, как сегодня, но и они, как мы видим из евангельской истории, привели к страшным последствиям: неправедному суду над Спасителем мира. По злому наущению первосвященников и старейшин весь народ принял на себя вину за кровь Праведника (Мф. 27, 24–26). Следует всегда помнить об этом.

Накануне входа в Иерусалим Христос плакал (Лк. 19, 41–44) о людях, отвергающих Бога. Плакал Господь и о России, народ которой в бреду революций ХХ века уничтожил устои православного государства и христианский уклад семьи. Это произошло из-за охлаждения в людях веры, отступления от нравственных евангельских начал всех слоев российского общества, единодушно жаждавшего, как тогда казалось, лучшего: свободной, обеспеченной и справедливой жизни на земле без Бога и Его Церкви. Не так ли и сегодня многие поддаются рекламе легкой жизни, а порой и открыто враждебной Богу порочной самодостаточности, пытаясь приобрести земное благосостояние вне Христа? Но, не желая быть рабами Божиими, люди незаметно становятся рабами греха и смерти.

Мы же, давшие при Крещении обещание верности Христу как Богу, призваны быть вместе с теми, кто следовал за Ним и служил Ему до последнего. Пример в этом нам подают апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы, тайные ученики Христовы Иосиф Аримафейский и Никодим (Мф. 27, 55–61; Ин. 19, 25–27, 38–39).

В это воскресенье мы с вами в храмах будем держать в руках ветви вербы и зажженные свечи. О чем они говорят нам? Что нет большей радости, чем быть с Богом. Любой, даже малый грех вносит в нашу жизнь горечь разлуки с Ним. При этом не Бог оставляет человека, а человек отвращается от своего Спасителя, увлекаясь греховной приманкой. Господь же всегда стоит у дверей нашего сердца и ждет от нас веры и покаяния. И если мы пока не начали жить по Его заповедям, то еще не поздно встать и пойти за Ним. Предстоящие дни Страстной седмицы – самое благоприятное время последовать за Христом, чтобы с радостью славословить Его в день Пасхи как Победителя смерти (Ин. 12, 17).

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru