Издательский Совет Русской Православной Церкви: Покаяние – это искоренение греха. Неделя 5-я Великого поста

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Покаяние – это искоренение греха.  Неделя 5-я Великого поста 27.03.2015

Покаяние – это искоренение греха. Неделя 5-я Великого поста

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В пятое воскресенье Великого поста Церковь показывает нам пример обращения от греховной жизни к святости и преодоления испытаний на этом пути. Каждого человека, избравшего путь следования за Христом, ожидают трудности. Преподобная Мария Египетская, память которой совершается в это воскресенье, в двенадцать лет ушла из дома, чтобы предаться блудным утехам. Однажды, узнав, что группа паломников направляется на корабле в Иерусалим, она, желая получить новые возможности для наслаждения, присоединилась к ним. Но произошло чудо: в Иерусалиме она осознала свою греховность и Божию милость к кающимся. Святая оставила все и удалилась в пустыню. Она ушла не от людей, а от греха, который окружал ее в жизни до обращения к Богу.

После этого преподобная Мария почти полвека провела в самом суровом подвиге. Первые 17 лет ее мучили воспоминания о прежних удовольствиях и желание удовлетворить привычные страсти. Потом еще 30 лет она испытывала различные беды и напасти. Таковы тесные врата и узкий путь, ведущие в жизнь вечную (Мф. 7, 14): преодоление собственных греховных навыков и терпение внешних скорбей.

Время поста показывает нам, насколько мы подвержены власти собственных вредных привычек. Как писал апостол Павел, вместо «доброго, которого хочу», делаю «злое, которого не хочу» (Рим. 7, 19). Такова сила дурного навыка: будь то раздражение, осуждение или пристрастие к курению, алкоголю и тому подобное. Грех легче победить в самом начале, пресекая даже мысли и воспоминания о нем. «Приучившийся побеждать мелочные пожелания обуздает и великие», – писал святитель Игнатий Брянчанинов. Допуская малые проступки, человек постепенно свыкается и с большой страстью. Как гласит народная мудрость, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер. Это относится и к добродетели, и к пороку.

Если грех стал частью личности, человеку предстоит приложить много усилий, чтобы искоренить его. Для победы в этой борьбе нужна благодатная помощь, которую мы получаем в молитве, в церковных таинствах, особенно в Исповеди и Причащении Тела и Крови Христовых. При этом надо проявлять терпение и постоянство, помня, что «не... вдруг можно избавиться от злых навыков, но постепенно» (преподобный Амвросий Оптинский).

Пост не только обличает немощи нашей души, но и показывает коварство злых духов. Обычно человек не замечает их, пока не начинает вести благочестивую жизнь. Тогда в его душе появляются враждебные ей настроения: страхи, сомнения, скука, препятствующие естественному стремлению души к Богу. Многие люди ничего не делают для своего спасения, будучи усыплены бесовскими доводами безверия. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждал, что сатана изображает Бога человеколюбивым до того, как мы согрешим, а после грехопадения он внушает нам, что Бог неумолим. На самом деле одинаково осуждаются и совершение греха в надежде на милость Божию, и нераскаянность.

Старец Амвросий Оптинский писал, что для очищения сердца от человека требуются и борьба с греховными мыслями и пожеланиями, и молитва к Богу о помощи в противодействии греху, и терпеливое перенесение скорбей. Нам часто кажется, что горести, болезни, лишения и другие тесные обстоятельства посещают нас незаслуженно. В житии преподобного Ефрема Сирина есть поучительный случай. В юности его несправедливо арестовали за кражу. Всю ночь в заключении он размышлял над своим положением и утвердился в мысли, что, несмотря на свою невиновность, прежде сделал немало достойного осуждения и наказания. Освобожденный наутро из темницы, он оставил прежний образ жизни и всецело обратился к покаянию.

Мы не можем знать, почему нас постигает то или иное испытание. Но мысли и чувства, с которыми мы его переносим, всегда изменяют нашу жизнь. Пережив бедность, человек становиться или скупым, или щедрым – начинает помогать тем, кто терпит нужду. Жизненные испытания могут дать правильный вектор нашему личностному развитию, если мы будем оценивать происходящее с позиции Евангелия. Господь допускает их для нашей пользы.

Скорби призваны очищать нас от греха, и их надо переносить с терпением. Святитель Игнатий Брянчанинов рассказывает о двух монахах, которые за одинаково тяжелый грех понесли равно суровое наказание. По истечении назначенного им срока один из них, оплакивая свое падение, стал изможденным и печальным. Другой остался бодрым и радостным, поскольку не переставал благодарить Бога за избавление от гибельного состояния, в котором находился, предаваясь греху. Их покаяние было признано совершившимся в равной степени. Мы не имеем глубины покаяния и дара слез, как у первого. Будем же хотя бы, подобно второму, благодарить Бога за все тяжелые и скорбные обстоятельства, перенося которые, мы должны стать добрее и лучше.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru