Издательский Совет Русской Православной Церкви: Пост и молитва рождают любовь к Богу. Неделя 2-я Великого поста

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пост и молитва рождают любовь к Богу. Неделя 2-я Великого поста 06.03.2015

Пост и молитва рождают любовь к Богу. Неделя 2-я Великого поста

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В дни Великого поста, помимо воздержания в пище, нам неотступно нужна усиленная молитва. В эти дни мы чаще приходим в храм, чаще встаем на молитву и дома. На необходимость соединения поста с молитвой указывал Сам Христос (Мф. 17, 21). Апостол Павел также неоднократно призывал христиан пребывать в молитве (Еф. 6, 18; Кол. 4, 2; 1 Фес. 5, 17).

Частая совместная молитва объединяла христиан с момента зарождения Церкви. Это отразилось в структуре суточного круга церковного богослужения: утреня, первый, третий, шестой, девятый часы, вечерня – изначально все эти богослужения совершались в соответствующее время, так что весь день христианской общины освящался молитвой. В наше время, с учетом занятости современного человека, они объединены в два последования – утреннее и вечернее богослужения.

В дни Великого поста христианину надо по возможности чаще бывать в храме, чтобы поддерживать молитвенную настроенность. Соответственно должен измениться и весь уклад нашей жизни. Во время поста необходимо больше внимания уделять духовным занятиям: чтению Евангелия, душеполезных книг и размышлению, соотнесению прочитанного со своей жизнью. Все должно настраивать нас на память о Боге.

Молитвенный настрой человека проявляется в том, что он во всем видит проявление Промысла Божия и за все Бога благодарит. «На молитву как размышление о божественных вещах не надо даже тратить дополнительного времени, – писал святитель Феофан Затворник, – ею можно всегда занимать свой ум». В современном прагматическом мире молитва воспринимается большинством людей как обращение с целью получения чего-либо. Отсюда рождается разочарование – «Бог меня не слышит». Это не так. Бог слышит молитву каждого, но подает людям полезное в нужное время.

Пример действенной молитвы мы находим у святых отцов. Во второе воскресенье Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы – философа и богослова, поборника православного учения о богопознании. В своих трудах он показал важность соединения поста и молитвы. Святитель Григорий Палама на основании своего жизненного опыта учит, что пост приносит особенную пользу, если сопровождается молитвой, а молитва, соединенная с постом, получает необычайную силу.

Крыльям, возносящим молитву к Богу, уподоблял пост преподобный Ефрем Сирин. Ему принадлежит молитва, которая читается в дни поста в храмах и дома, – «Господи и Владыка живота моего...». В ней отражена квинтэссенция постового подвига. Эта молитва родила в сердце А. С. Пушкина глубокие духовные переживания. «Всех чаще мне она приходит на уста, – писал он, – и падшего крепит неведомою силой». Великому поэту принадлежит поэтическое переложение этой молитвы:

«Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

(«Отцы пустынники и жены непорочны»)

Святитель Иоанн Златоуст писал о молитве, что она составляет основание любого добра и поэтому способствует достижению человеком спасения и жизни вечной. Молитва действительно подвигает человека на совершение добрых дел. Молящийся обращается к Богу, Божией Матери, ангелам, святым, и этот диалог с вышним миром возвышает душу человека, оживотворяет ее. Дыханием души, необходимым, как воздух телу, называл молитву святой праведный Иоанн Кронштадтский. С помощью усердной молитвы мы можем избавиться даже от самых сильных, глубоких страстей и преодолеть всевозможные соблазны, которые отвлекают нас от прохождения поста, вселяют в нас сомнения, лишают веры. Спаситель указал нам на необходимость иметь бодрость духа в молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41).

Христос открыл нам новое измерение жизни: мы не рабы, а дети Божии (Гал. 4, 7). Поэтому наше отношение к Богу должно быть не рабским, а сыновним, основанным на любви. И здесь особенно необходима человеку молитва, ибо через нее рождается и развивается любовь к Богу. Чтобы полюбить, надо услышать, узнать, почувствовать Бога – все это дается человеку через искреннюю молитву и пост.

Особенно приближает к Богу покаянная молитва, когда человек смиренно осознает и исповедует свои грехи и неправду перед Богом и людьми. Молясь с покаянным чувством, человек очищает свою душу, подобно мытарю, который не искал оправданий своим неправильным поступкам, жестокости, алчности, сребролюбию, но узрел свои грехи и из глубины сердца взывал о прощении: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru