Неделя 1-я Великого поста. Пост – время духовных интересов


 Неделя 1-я Великого поста. Пост – время духовных интересов 27.02.2015

Неделя 1-я Великого поста. Пост – время духовных интересов

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В первое воскресенье Великого поста по древней традиции празднуется Торжество Православия. В этот день Церковь свидетельствует, что она не имеет ничего общего с еретической односторонностью. И поэтому сегодня важно поговорить о православном понимании поста во всех его аспектах.

Святые отцы на основании личного опыта называют пост средством духовного совершенствования. Правильное прохождение подвига поста приносит не только пользу, но и радость. «О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно», – восклицает преподобный Ефрем Сирин. Апостол Павел, проводивший жизнь в труде, бдении и «часто в посте», «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 11, 27; 12, 4). Подобное происходило в жизни многих святых, живших в разное время.

Каков же истинный пост, приближающий человека к Богу, приносящий радость и вводящий в райские обители? Он должен объединять всевозможные усилия человека по очищению своего сердца и подготовки его к общению с Богом, потому что только чистые сердцем «Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Человек призван к богообщению, об этом говорит догреховное райское состояние Адама, и запросы тела не должны быть препятствием для единения с Богом. Христос предупреждает об опасности отягощения души неумеренностью в жизни: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34). Во время поста мы учимся ограничивать заботу о своих потребностях лишь необходимым для своей физической природы. Это нужно не для того, чтобы освободиться от токсинов или уравнять богатых и бедных, как сейчас нередко думают, а для переключения своего внимания на состояние души.

Большинство людей не замечают привычки потакать своим прихотям и гедонистическим желаниям. В современном обществе это считается нормой. Однако излишества не только вредны для телесного здоровья, они дают ложное направление самой жизни. Приобретая зависимость от телесных удовольствий, человек все свои силы, средства, время тратит на их обслуживание. В дни поста, ограничивая свои жизненные запросы, мы призваны больше времени уделять молитве, духовному чтению, испытанию своей совести, чаще приступать к исповеди и причащению. Иными словами, пост – это время, когда человек учится ставить духовные интересы выше пристрастий к земному, временном, тленному.

Но для достижения богообщения необходима не только телесная аскеза. В богослужебных текстах Великого поста говорится, что истинный пост состоит в удалении от зла, воздержании языка, отрешении от ярости, укрощении похотей, прекращении наговоров, клеветы и лжи. Помимо отказа от скоромной пищи необходимо хранить себя от дурных слов и гнева, от осуждения и обмана и вообще проявлять воздержание в чувствах. Кроме того, следует внимательно относиться и к получаемой информации. В дни поста следует отказаться от развлечений, просмотра телевизионных шоу, посещения кинотеатров, увеселительных заведений. И если для телесного поста необходимы определенные условия (состояние здоровья, возраст и тому подобное), то для хранения в чистоте своих чувств необходима только решимость.

Богообщение достигается путем исполнения евангельских заповедей. Христос обещал явиться тому, кто их соблюдет (Ин. 14, 21). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что главная задача поста – прийти в состояние полной готовности исполнять заповеди Христовы. А для этого надо их знать и постоянно стремиться их выполнять. Это непростое дело, оно требует бескомпромиссной борьбы со своими греховными привычками, но результатом будет та самая желанная чистота сердца, которая вводит человека в общение с Богом. При всех трудностях духовного поста у нас есть сильные средства – молитва, покаяние, исповедь, причащение, в которых человек получает благодатные силы для духовного роста.

Радость от поста испытывают те, кто с терпением и постоянством трудится над приобретением Христовой любви через отказ от любых, даже самых «безобидных» греховных привычек, через удаление от всего, что разжигает страсти, и через принуждение себя делать добро и служить ближним.

Таким образом, сущность православного поста заключается в изменении настроенности личности. Человек должен переместить акцент своих интересов, постящемуся необходимо отказаться от греха и жить по Евангелию. Пост должен сочетать в себе телесное воздержание, покаянное состояние души и духовные упражнения.

Святой псалмопевец призывает нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68,33).

«Вечерняя Москва»










© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт