Издательский Совет Русской Православной Церкви: Человек, познавший Бога, ищет встречи с Ним вновь

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Человек, познавший Бога, ищет встречи с Ним вновь 13.02.2015

Человек, познавший Бога, ищет встречи с Ним вновь

Этот праздник свидетельствует о важности для каждого человека стремления к встрече с Богом, Который пришел в наш мир, чтобы в Судный день всецело возлюбившие Его восторжествовали вместе с Ним в Его Царстве.

Икона Святой Троицы, как мы отмечали в предыдущей беседе, символически изображает Божественный мир – мир совершенной, непрекращающейся любви Трех Ипостасей Единого и Нераздельного Бога Троицы, мир согласия и порядка, радости и совершенной красоты. Вместе с тем она выражает замысел Творца о Своем творении. Стол, за которым беседуют Ангелы, символизирует человеческий мир. Они собрались вокруг него на Предвечный Божественный Совет о человеке (Быт. 1, 26). Прежде его сотворения Всеведущий Господь уже знал, что человек уклонится в смерть, от которой избавиться самостоятельно не сможет. И, принимая решение о создании человека, Пресвятая Троица одновременно избирает способ его избавления от вечных мук.

На иконе Бог Отец указывает на жертвенную чашу – Он благословляет Бога Сына стать Человеком и принять мученическую смерть для искупления человека от власти греха и смерти. Бог Сын кротко принимает благословение: об этом говорит не только Его склоненная в согласии голова, но и рука, лежащая на столе, – знак того, что Он сошел на землю. Сын Божий явился в мир через рождение от Пресвятой Девы Марии как Человек. Среди небесно-золотых ангельских одежд выделяется Его красновато-коричневый хитон, символизирующий воспринятую Им человеческую природу. Рука третьего Ангела также прикасается к столу, что означает сошествие на землю Святого Духа. Он содействует Сыну Божию и дает человеку силы следовать по пути святости. В Евангелии Святой Дух назван Утешителем. На иконе Его рука простирается в ободряющем жесте, которым Он призывает человека на подвиг. Так языком иконографии святой Андрей открывает различное и одновременно нераздельное участие всех Лиц Святой Троицы в нашем спасении.

На столе в жертвенной чаше можно различить голову ягненка. Агнец – древний символ жертвы. Из Ветхого Завета известно, что кровь агнца спасла первенцев еврейского народа от смерти в Египте: в жилища, двери которых были помазаны его кровью, Господь не попустил «губителю войти» (Исх. 12, 3–29). В Новом Завете Иисус Христос назван Агнцем Божиим (Ин. 1, 29; 1, 36), потому что ради спасения людей Он пролил Свою невинную кровь. Но если ветхозаветный жертвенный агнец избавил от временной смерти некоторое количество людей, то истинный Агнец – Христос – спасает от вечной смерти весь мир.

Бог так любит человека, что готов спасти его самой высокой ценой. Святой Исаак Сирин пишет, что ради нашего спасения от вечной смерти Бог Отец отдает самое ценное – Сына Своего. Дороже Сына у Него никого и ничего нет. Такова сила Божественной любви. Итак, Пресвятая Троица на иконе преподобного Андрея Рублева открывается не только как совершенная Любовь Трех Лиц друг к другу, но и как высшая жертва Творца ради человека.
Священник Павел Флоренский привёл икону Святой Троицы Андрея Рублева в доказательство бытия Божия. Он показал невозможность столь глубоко и точно передать православное учение о Боге человеку, самому не узревшему Бога чистым сердцем, опытно не прикоснувшемуся к божественной реальности. Такого Бога, каким Его изобразил святой иконописец, нельзя придумать. В окружающей действительности человек видит много противоположного Божественной Любви. Как и мы сегодня, так и преподобный Андрей видел страдания невинных, несчастье, братоубийственные войны и другие трагедии. Откуда же у него могло возникнуть такое идеальное представление о Боге, как не из опыта Богопознания?

Познание Бога, Который есть жертвенная, самоотверженная Любовь, изменяет человека. «Обретший радость о Боге, – говорит преподобный Исаак Сирин, – не только на страдания внимания не обратит, но и на свою жизнь не оглянется. Ибо любовь Божия сладостнее жизни, и познание Бога, от которого рождается любовь, сладостнее меда».

Ради выдумки никто сознательно не расстанется с жизнью и ее временными радостями. А христианские исповедники и мученики не только сами решительно шли на страдания и смерть, но и близких своих, в том числе и детей ободряли в мучениях и радовались, когда те получали мученический венец. Такой была святая София, укреплявшая своих юных дочерей Веру, Надежду и Любовь, так поступала и мученица Иулитта, которая радовалась решимости своего трехлетнего сына Кирика оставаться христианином, хотя ему угрожали смертью.

Таких свидетельств о пренебрежении временным благополучием ради вечной жизни с Богом – несчетное количество. Человек, опытно познавший Бога – совершенную Любовь, постоянно ищет встречи с Ним в земной жизни и в вечности.

Источник: "Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru