Издательский Совет Русской Православной Церкви: Если Бог существует…

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Если Бог существует…  24.01.2015

Если Бог существует…

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

На этот воскресный день приходится память святой великомученицы Татьяны, которая является покровительницей российского студенчества. Вспоминая ее мученический подвиг, важно коснуться вопроса, который человечество изучало во все времена – вопроса существования Бога. Есть различные точки зрения и подходы к изучению этого вопроса: мифологический, исторический, аскетический.

Начну с первого. Однажды мне довелось прочесть задание в школьном дневнике: «Выписать мифы из Библии». Многих детей и сегодня учат смотреть на Священное Писание сквозь призму взглядов т.н. мифологической школы, отрицающей реальность Иисуса Христа и всей Библейской истории. Но насколько верный этот подход? Выпускник Оксфорда англичанин Ричард Уэтли еще в 1819 г. написал работу, в которой показал, что используя мифологический метод можно поставить под сомнение жизнь французского императора Наполеона Бонапарта. Биография Наполеона представлена Уэтли как плод человеческой фантазии, объединившей противоречивые сказания о военных кампаниях и эксплуатирующей доверчивость простого народа, готового признать императора в любой увиденной издалека фигуре с треуголкой на голове.

Несколько лет спустя, в 1827 году француз Жан-Батист Перес — профессор математики и физики Лионского университета, представил свои обоснования подобного утверждения. Он пришел к заключению, что Бонапарт является не исторической личностью, но аллегорической фигурой, олицетворяющей солнце, а его широкая известность — результат ошибок множества людей.

Оба автора были верующими людьми, христианами. В своих опусах они иронизировали над методом мифологической школы, представители которой до сих пор приравнивают христианское учение к мифам и легендам древности. Их утверждения необоснованы, поскольку евангелисты неоднократно упоминают события общей истории, конкретные исторические личности, эпохи правления, тем самым вписывая евангельское повествование в конкретный исторический контекст, что не свойственно легендам и мифам.

Тенденциозный подход мифологической школы опровергает методология исторической науки, которая предлагает нам целый ряд способов убедиться в том, что Наполеон не был выдуман. Можно поднять архивные данные, познакомиться с эпистолярным наследием и мемуарами самого Наполеона, его соратников, других людей, живших во время его правления. Можно побывать в местах сражений, изучить объекты материальной культуры той эпохи и так далее. Иными словами необходимо рассмотреть всевозможные достоверные свидетельства о жизни и деятельности Бонапарта, чтобы сделать обоснованный вывод: существовал ли он на самом деле или придуман людьми.

Такой же способ — изучение свидетельств о Боге — применим и для подтверждения Его существования. Если говорить о Личности воплотившегося Бога Слова, то о Его земной жизни существует множество подтверждений. В первую очередь, это свидетельства очевидцев, учеников и апостолов Иисуса Христа. Евангелист Иоанн Богослов свидетельствует: «Мы видели славу Его» (Ин. 1, 14). Помимо апостолов и христианских апологетов о Христе и первых христианах писали языческие историки того времени и даже сами гонители христиан. Кроме того, география Палестины, археологические раскопки на ее территории настолько подтверждают описанные в Новом Завете события, что Святую Землю называют пятым Евангелием. До нас дошли катакомбные храмы, иконописные изображения, рукописи и другие материальные свидетельства существования первых христиан, указывающие на время и необъяснимый, сверхъестественный характер возникновения христианства. Со времени Христа и на протяжении двух тысяч лет о Боге живом и действующем в нашем мире свидетельствуют миллионы людей. Можно ознакомиться с опытом их жизни, чтобы понять, что оставленные ими свидетельства — не вымысел.

Если убедиться в существовании Наполеона возможно только одним способом: изучить исторические источники и свидетельства о нем людей, то удостовериться в существовании Бога можно еще и опытно, через аскезу. Для этого надо человеку самому пройти путем, приводящим к богопознанию. Этот способ доказательства открыт каждому, ведь Господь сказал всем людям: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Чистота сердца приобретается не материальными средствами, а реализацией евангельских заповедей, жизнью во Христе, которая дает человеку блаженство — истинную радость бытия. «Если кто не вкусит какой-либо вещи, — говорит святитель Василий Великий, — то не знает, чего он лишается, но вкусивший сильно желает. Так и вкусивший сладости заповедей… сильно желает приобрести и прочие». Путь святых отцов – это путь опытного познания Бога, евангельские заповеди ими разъяснены подробно и всесторонне. Желающим узреть Бога надо обратиться к их опыту и изучать их наследие. Их аскетические творения помогут иметь правильное направление жизни и предупредят об опасностях на жизненном пути.

Однако отрицающие Бога не хотят удостовериться в Его существовании. Слишком крепка вера этих людей в Божие небытие. Ни на один из вопросов: «Что кроме вашей личной позиции доказывает, что Бога нет? Что надо сделать, чтобы в этом убедиться?» — у них нет ответа.

А поэтому, здесь один ответ: Бог есть. Мы должны признать Его своей верой, а путь святых — это путь к Его познанию и благодатному единению с Ним.

"Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru