Издательский Совет Русской Православной Церкви: Журналы заседания от 26 декабря 2001 года

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Журналы заседания от 26 декабря 2001 года

Журнал заседания Священного Синода 26 декабря 2001 года

В заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года под председательством Патриарха
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о результатах богословской конференции Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» (5-8 ноября 2001 года).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Выразить удовлетворение проведением конференции Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке».
2. Выразить удовлетворение фактом возрождения традиции проведения регулярных общецерковных богословских конференций с целью обсуждения актуальных проблем современного церковного свидетельства и служения.
3. Выразить удовлетворение высоким научно-богословским уровнем большинства докладов.
4. Синодальной богословской комиссии продолжить работу по общецерковной координации научно-богословской работы в области православной антропологии. В частности, считать полезным более углубленное изучение православной антропологии в Духовных школах и развитие научной деятельности Духовных академий в этой сфере. Полагать важным развитие диалога православного богословия с современной светской наукой.
5. Имея в виду положительный опыт диалога между богословием и светской наукой в рамках подготовки и проведения данной богословской конференции, считать полезным установление и развитие постоянных рабочих контактов Синодальной богословской комиссии со светскими научными учреждениями.
6. Провести очередную богословскую конференцию Русской Православной Церкви в 2003 году – на тему «Православное учение о Церкви», в ходе которой осуществить богословский и церковно-исторический анализ фундаментальных аспектов православной экклезиологии, прежде всего имея в виду содействие разрешению актуальных проблем церковного устроения и межцерковного общения, а также прояснение и описание специфики церковного опыта в его соотношении со сферой внецерковной жизни. Считать необходимым приглашение для участия в конференции православных богословов из других Поместных Церквей.
7. Считать целесообразным более регулярно знакомить православную общественность с результатами общецерковной богословской работы, которую координирует Синодальная богословская комиссия. В связи с этим, в частности, полагать необходимым создание общецерковного богословского интернет-сайта Синодальной богословской комиссии, который включал бы как электронную библиотеку святоотеческого наследия и богословской литературы, так и постоянно обновляющееся структурированное собрание статей, переводов и иных материалов, отражающих современное состояние православного богословия.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О замещении Барнаульской кафедры после кончины епископа Барнаульского и Алтайского Антония.
ПОСТАНОВИЛИ:
Епископом Барнаульским и Алтайским быть преподавателю Тобольской Духовной семинарии игумену Максиму (Дмитриеву). По возведении в сан архимандрита наречение и хиротонию его совершить в Москве, о чем послать соответствующие указы.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена:
от Астраханской епархии: архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского; 1869 – 6 июля 1919);
от Воронежской епархии:
священника Александра Вислянского (1870 – 6 марта 1930),
священника Даниила Алферова (1870 – 6 марта 1930);
от Московской епархии:
архимандрита Владимира (Волкова; 1878 – 25 марта 1938),
протоиерея Павла Андреева (1880 – 16 ноября 1937),
протоиерея Иоанна Покровского (1874 – 26 февраля 1938),
протоиерея Василия Студницина (1890 – 9 декабря 1937),
протоиерея Леонтия Гримальского (1869 – 26 февраля 1938),
священника Сергия Воскресенского (1890 – 11 марта 1933), священника Петра Космодамианского (1873 – 22 марта 1938),
священника Александра Архангельского (1891 – 25 ноября 1937),
священника Иоанна Карабанова (1885 – 5 сентября 1937),
священника Арефия Насонова (1888 – 10 января 1938),
священника Василия Колоколова (1873 – 13 ноября 1937),
священника Василия Колосова (1876 – 9 декабря 1937),
священника Иоанна Заболотного (1899 – 3 декабря 1937),
священника Илии Зачатейского (1884 – 9 декабря 1937),
священника Димитрия Рудакова (1879 – 27 ноября 1937),
иеромонаха Макария (Моржова; 1872 – 10 июня 1931),
иеромонаха Аполлоса (Федосеева; 1892 – 10 декабря 1937),
диакона Иосифа Сченсновича (1886 – 21 ноября 1937),
послушницы Веры (Морозовой; 1870 – 26 февраля 1938),
послушницы Анны (Корнеевой; 1880 – 26 февраля 1938),
послушницы Екатерины (Черкасовой; 1892 – 5 февраля 1938),
послушницы Анастасии (Бобковой; 1890 – 5 апреля 1938),
Милицы Кувшиновой (1891 – 5 февраля 1938);
от Петербургской епархии:
протоиерея Алексия Ставровского (1834–1918),
протоиерея Петра Скипетрова (1863 – 19 января 1918),
протоиерея Димитрия Чистосердова (1861 – 8 января 1918), священника Александра Волкова (1873 – 8 января 1918);
от Сыктывкарской епархии:
священника Павла Малиновского (1874 – 12 сентября 1937) и
псаломщика Михаила Ерегодского (1878 – 31 августа 1937);
от Тверской епархии:
священника Никандра Гривского (1880 – 1939) и
священника Николая Павлинова (1881 – 23 сентября 1937);
от Тульской епархии:
схимонахини Августы (Защук; 1871 – 8 января 1938),
послушницы Марии (Лактионовой; 1884 – 8 января 1938) и
Агриппины Лесиной (1897 – 8 января 1938);
от Ярославской епархии:
священника Вячеслава Закедского (1879 – 23 августа 1918) и
священника Алексия Великосельского (1865 – 30 августа 1918).
3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об участии возглавляемой им делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю 50-летия Автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии, отмечавшегося 8 декабря 2001 года в Праге.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарив Пастыреначальника Господа за Его неоскудевающие милости, явленные Святой Православной Церкви Чешских земель и Словакии на протяжении полувекового ее автокефального бытия, выразить удовлетворение тем, что торжества по случаю 50-летия Автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии явились свидетельством традиционно прочных и глубоко родственных духовных отношений между нашими Святыми Поместными Церквами.
2. Молитвенно пожелать дальнейшего преуспеяния Святой Церкви Чешских земель и Словакии, а Блаженнейшему ее Предстоятелю – всещедрой помощи Божией в Первосвятительском служении.
3. Сердечно благодарить Блаженнейшего Николая, Архиепископа Прешовского, Митрополита Чешских земель и Словакии, и архиепископа Пражского и Чешских земель Христофора за братское гостеприимство и внимание, оказанное делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на юбилейных торжествах.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о проходившей 29-30 октября 2001 года рабочей встрече делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата.
Справка. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью 29-30 октября 2001 года в Цюрихе прошли переговоры официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов по вопросу о преодолении церковных нестроений на Украине. В состав делегации Константинопольского Патриархата входили митрополит Пергамский Иоанн, митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода, архиепископ Скопелосский Всеволод. Московский Патриархат представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви.
Одним из предметов обсуждения была точка зрения Правительства Украины по изучаемому вопросу, которую представил председатель Государственного комитета Украины по делам религий В. Д. Бондаренко.
Стороны признали полезным состоявшийся обмен мнениями. Консультации между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, направленные на преодоление существующих разделений между православными верующими Украины, будут продолжены с учетом предложений, внесенных сторонами на состоявшейся встрече.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Одобрить позицию делегации Московского Патриархата на состоявшихся переговорах.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о приходе Русской Православной Церкви в городе Пальма-де-Майорка (Испания).
Справка. На имя Патриарха Московского и всея Руси поступило обращение приходской общины во имя Рождества Христова в городе Пальма-де-Майорка на Болеарских островах (Испания). В ноябре общину посетил епископ Корсунский Иннокентий. Проведено приходское собрание, на котором было принято решение об организации прихода во имя Рождества Христова.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Образовать приход Русской Православной Церкви во имя Рождества Христова в городе Пальма-де-Майорка на Болеарских островах (Испания).
2. Настоятелем Христорождественского прихода в городе Пальма-де-Майорка назначить архимандрита Макария (Розелло).
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о Покровском приходе в Панаме.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Архимандрита Товию (Глазырина), освободить от должности настоятеля Покровского прихода в Панаме согласно поданному прошению и почислить за штат.
2. Священника Александра Горбунова освободить от должности настоятеля Александро-Невского прихода в Копенгагене (Дания) и назначить настоятелем Покровского прихода в Панаме.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О деятельности архимандрита Тихона (Бондаренко) в пределах Православной Церкви Чешских Земель и Словакии и об окормлении прихода святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге.
Справка:
В 1996 году архимандрит Тихон (Бондаренко) был направлен в длительную командировку в Чехию в распоряжение Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Дорофея для прохождения пастырского служения в Праге. В связи с окончанием срока командировки Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 1999 года архимандрит Тихон был отозван на родину и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха. Впоследствии по согласованию с Преосвященным Христофором, архиепископом Пражским и Чешских Земель, срок пребывания архимандрита Тихона в Праге был продлен и ему было поручено при определенных условиях совершение богослужений в храме святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Чехии. В настоящее время Священноначалие Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразило пожелание о незамедлительном отзыве архимандрита Тихона.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Архимандрита Тихона (Бондаренко) отозвать в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
2. Настоятелем церкви святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге назначить клирика города Москвы священника Николая Лищенюка.
СЛУШАЛИ:
Рапорт митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об обретении мощей преподобного Герасима Болдинского и о внесении дня памяти обретения мощей в Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Рапорт. Настоящим почтительно сообщаю, что 20 июля 2001 года в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре произошло историческое событие – были обретены мощи основателя монастыря и замечательного подвижника ХVI века преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим скончался 1 мая 1554 года и был погребен у Сергиевского придела Свято-Троицкого монастырского собора с южной стороны. Из справочных изданий по монастырям России конца XIX – начала XX века известно, что святые мощи основателя обители почивали под спудом. Над ними находилась деревянная рака.
В мае 1921 года, по свидетельству очевидцев, комиссией по ликвидации мощей было проведено вскрытие раки святого, и с глубины около одного метра был извлечен саркофаг преподобного Герасима, увезенный комиссией в Смоленск.
Наблюдения при разборке руин Свято-Троицкого собора, взорванного немецко-фашистскими оккупантами в марте 1943 года, показали, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне, спускающемся от более древнего собора на юг. Для выравнивания пола необходимо было произвести подсыпку грунта. Это позволяло надеяться, что захоронение преподобного Герасима находилось на глубине более одного метра даже в XVI веке. Уровень же пола в приделе в начале XX века был гораздо выше. Поэтому можно было предположить, что погребение преподобного Герасима осталось неприкосновенным до нашего времени.
Обретению мощей преподобного Герасима предшествовала большая подготовительная работа, которая велась силами братии монастыря под руководством известного реставратора А. Пономарева. Раскопки начались во второй половине мая 2001 года при участии заведующей археологическим отделом Московского Кремля Т. Д. Пановой и художника-реставратора по тканям и коже Московского Кремля Н. П. Синицыной. Вскрытие могильной ямы было начато в 12 часов дня 17 июля 2001 года насельниками монастыря под руководством Т. Д. Пановой. Анализ извлекаемого грунта показал, что в нем нет вкраплений поздних фрагментов, что свидетельствовало о нетронутости захоронения. На глубине 133 сантиметра в могильной яме был обнаружен первый признак захоронения (фрагмент кожаной обуви). После этого путем послойного снятия грунта Т. Д. Пановой был выявлен контур тлена деревянной колоды, а затем и собственно останки преподобного Герасима. Нижняя часть колоды погребения лежала на материковом грунте на глубине 3 м 40 см от уровня пола начала XX века.
Достоверность обнаружения останков преподобного Герасима не вызывает сомнений. В могильной засыпке найдена керамика XVI века. Обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из целого ствола дерева. Конфигурация гроба с сужением в ножной части также характерна для ХVI века. В захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец, и вероятно, эта обувь была сделана его руками.
Мощи преподобного Герасима были извлечены с места захоронения, положены в специально изготовленный гроб и помещены во Введенском трапезном храме.
В чуде обретения мощей преподобного Герасима Болдинского вижу знак Божия благоволения, данный народу Смоленщины, который послужит к возрождению веры и благочестия, к процветанию и нашего древнего края, и всей Русской земли.
Ходатайствую о признании дня обретения мощей преподобного Герасима Болдинского – 7/20 июля – праздником Русской Православной Церкви.
ПОСТАНОВИЛИ:
Возблагодарив Господа за явленную милость, выразившуюся в обретении честных мощей преподобного Герасима Болдинского, внести в Месяцеслов Русской Православной Церкви под 7/20 июля празднование памяти обретения честных мощей преподобного Герасима Болдинского.
СЛУШАЛИ:
Ходатайство митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об открытии Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске и о назначении игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем указанного монастыря.
Справка:
Смоленский Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь основан в XIII веке преподобным Авраамием (память 21 августа/3 сентября), прославленным на Московском Соборе в 1549 году. В 1610 году монастырь был разорен. Монашеская жизнь возобновилась лишь в 1658 году. В 1728 году при монастыре была учреждена семинария, монастырь получил название училищного и настоятелями его стали назначаться ректоры семинарии. В 1918 году монастырь был закрыт. В предвоенные годы территория монастыря принадлежала Белорусскому военному округу. Во время Великой Отечественной войны монастырь понес существенные потери: были разрушены трапезная Введенская церковь, святые врата, часть ограды и хозяйственных построек. В 1972-1974 годах Спасо-Преображенский собор монастыря был отреставрирован и передан под книгохранилище областной библиотеки. В остальных помещениях ныне располагаются медицинские учреждения.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Благословить открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске.
2. Утвердить игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске.
СЛУШАЛИ:
Рапорт митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об освобождении иеромонаха Гавриила (Маркова) от обязанностей настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской области и о назначении на эту должность игумена Сергия (Зятькова).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить иеромонаха Гавриила (Маркова) от обязанностей настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской области.
2. Утвердить игумена Сергия (Зятькова) настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской области.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О председателе редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
ПОСТАНОВИЛИ:
Учитывая, что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в нашей Церкви все более координируется Синодальной богословской комиссией, назначить председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, с поручением ему представить проект состава редколлегии этого сборника.
СЛУШАЛИ:
Доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной богослужебной комиссии, о подготовленных комиссией:
1. Службе и молитве святым царственным страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, Царевичу Алексию, Великим Княжнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.
2. Тропаре и кондаке священномученику Владимиру (Проферансову), пресвитеру Московскому.
3. Службе святой праведной Матроне Московской.
4. Тропаре и кондаке преподобным Иулиании и Евпраксии Московским.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Утвердить представленные богослужебные тексты.
2. Службу и молитву святым царственным страстотерпцам, тропарь и кондак священномученику Владимиру (Проферансову), пресвитеру Московскому, рекомендовать к богослужебному употреблению в Русской Православной Церкви.
3. Службу праведной Матроне Московской, тропарь и кондак преподобным Иулиании и Евпраксии Московским – местночтимым святым в пределах города Москвы и Московской епархии – рекомендовать к богослужебному употреблению.
4. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательство Московской Патриархии для издания.
СЛУШАЛИ:
Доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной богослужебной комиссии, о деятельности комиссии в течение 2001 года.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Одобрить деятельность Синодальной богослужебной комиссии по подготовке богослужебных текстов для употребления за богослужением Русской Православной Церкви.
3. Обратить внимание епархиальных Преосвященных на необходимость тщательной подготовки Епархиальными богослужебными комиссиями проектов богослужебных текстов.
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения об открытии Ростовского Миссионерского Духовного училища.
ПОСТАНОВИЛИ:
Благословить открытие Ростовского Миссионерского Духовного училища с двухлетним сроком обучения.
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла об освобождении игумена Агафангела (Семенова) от обязанностей наместника Казанского мужского монастыря в селе Жадовка Барышского района Ульяновской области и о назначении на эту должность иеромонаха Филарета (Конькова).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить игумена Агафангела (Семенова) от обязанностей наместника Казанского мужского монастыря в селе Жадовка Барышского района Ульяновской области по состоянию здоровья.
2. Утвердить иеромонаха Филарета (Конькова) наместником Казанского мужского монастыря в селе Жадовка Барышского района Ульяновской области.

В заседании Священного Синода 27 декабря 2001 года под председательством Патриарха
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Керченского Анатолия, викария Сурожской епархии, о почислении его за штат по состоянию здоровья.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Преосвященного Анатолия, архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии, почислить за штат согласно его прошению, а также благословить ему продолжить строительство русского православного храма в городе Манчестере и пастырски окормлять этот приход.
2. Епископом Керченским, викарием Сурожской епархии, быть игумену Илариону (Алфееву), секретарю Отдела внешних церковных связей по межхристианским связям, с тем чтобы по возведении его в сан архимандрита наречение и архиерейская хиротония состоялись в Москве, о чем послать соответствующие указы.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О продолжающихся обращениях к Церковному Священноначалию относительно нежелания части православных верующих в Российской Федерации принимать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – как число, которое может восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в связи с опасениями принудительного присвоения данного числа.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Целиком подтвердить ранее высказанную позицию Церковного Священноначалия, выраженную в Заявлении Священного Синода от 7 марта 2000 года, в Итоговом документе расширенного пленарного заседания Синодальной богословской комиссии (19-20 февраля 2001 года), который был позднее одобрен Священным Синодом, и в Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 4 марта 2001 года. Основываясь на этих документах, еще раз напомнить Церковной Полноте, что технологическое действие не может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Обратное утверждение является суеверием, противоречащим церковному Преданию и святоотеческому учению, ибо печать зверя ставится на тех, кто сознательно уверует в антихриста единственно ради ложных его чудес (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры.
2. С пониманием отнестись к мнению тех, кто не принимает ИНН как число, могущее восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в случаях, когда это число присваивается по принуждению, что нарушает гражданские права личности.
3. Принимая во внимание, что Министерство РФ по налогам и сборам и Сбербанк РФ дали разъяснения, устраняющие на данный момент опасность принудительного присвоения ИНН, считать крайне важным скорейшее окончательное решение данного вопроса на законодательном уровне, для чего активизировать консультации с соответствующими органами законодательной и исполнительной власти, дабы всем гражданам, не желающим принимать ИНН, в случае их соответствующего волеизъявления была предоставлена такая возможность. Церковь настоятельно предлагает, чтобы нумерация относилась не к личности, а присваивалась лицевому счету или иному документу, фиксирующему взносы налогоплательщика.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о проходившем с 3 по 10 декабря 2001 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Феодосия, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Возблагодарив Господа о состоявшемся братском общении Предстоятелей Поместных Православных Церквей – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Феодосия, считать важным дальнейшее развитие двусторонних связей Русской и Американской Православных Церквей для укрепления межправославного единства и братского сотрудничества.
СЛУШАЛИ:
Рапорт митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о замещении вакансии заместителя Председателя ОВЦС.
ПОСТАНОВИЛИ:
Заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей назначить протоиерея Всеволода Чаплина, сотрудника ОВЦС.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его посещении ряда стран Юго-Восточной Азии.
Справка. В период с 5 по 19 ноября 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Китайскую Народную Республику [Пекин и Специальный административный район Сянган (Гонконг)], Социалистическую Республику Вьетнам, Королевство Камбоджу и Королевство Таиланд.
В ходе визита состоялись встречи в Посольстве Российской Федерации в Пекине с Послом России в КНР И. А. Рогачевым, сотрудниками посольства, торгового представительства, российскими студентами, православными китайскими гражданами – потомками албазинцев. Были совершены молебен святым китайским мученикам и панихида. В ходе беседы с послом России в КНР был обсужден вопрос о создании музея-часовни в память об истории Российской Духовной Миссии и о реставрации здания Свято-Успенского храма на территории Посольства России в Пекине. Также обсуждался вопрос о необходимости регулярного пастырского окормления православных соотечественников в Пекине.
В Гонконге митрополит Кирилл встретился с генеральным консулом России К. В. Внуковым, сотрудниками консульства, членами русской общины, совершил молебен с водоосвящением и литию на могиле протоиерея Димитрия Успенского, последнего настоятеля храма святых Апостолов Петра и Павла в Гонконге. Митрополит Кирилл также посетил приход святого Апостола Луки (Константинопольский Патриархат). В ходе состоявшихся встреч с православными соотечественниками в Гонконге признано важным осуществлять их пастырское окормление. Митрополит Кирилл посетил Институт китае-христианских исследований, где обсудил направления сотрудничества в области переводов православной литературы на китайский язык.
Во Вьетнаме прием Преосвященному митрополиту Кириллу оказывали посол Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам А. А. Татаринов, генеральный консул России в Хошимине Ю. Г. Гращенков, заместитель генерального директора совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро» в городе Вунгтау – В. А. Жуков. Председатель Отдела внешних церковных связей провел встречи с соотечественниками, пастырские беседы, совершил молебны в Ханое и Хошимине. На молебне в Вунгтау присутствовало около 600 человек. Православные верующие выразили желание иметь постоянное пастырское окормление.
Состоялись встречи с председателем правительственной комиссии по делам религии Ле Куанг Вином (присутствовал посол России в СРВ), председателем организационного Совета буддистов Вьетнама Тхить Чи Тинем, заместителем председателя Народного комитета города Хошимина Нгуен Тхань Таем, главой Объединенного союза Протестантской Церкви Вьетнама пастором Фам Суан Тхиеу. Руководство Вьетнама выразило готовность оказать необходимое содействие в решении вопроса об открытии прихода Русской Православной Церкви во Вьетнаме, а также проявило заинтересованность в развитии дальнейших контактов между Россией и Вьетнамом в сфере религиозного сотрудничества.
В Камбодже Председатель ОВЦС встретился с послом России в Королевстве Камбоджа В. В. Самойленко, временным поверенным в делах Болгарии С. Поповым, православными верующими. Были совершены молебен и панихида в часовне святого великомученика Георгия на территории Посольства Болгарии в Пномпене. Митрополит Кирилл был принят Королем Камбоджи Нородомом Сиануком, нанес визит духовному лидеру Буддийской сангхи Камбоджи патриарху Бу Кри, буддийскому патриарху Сангхи «Моханикай» Теп Вонгу и министру по делам религий Чеа Савыену. В ходе состоявшихся встреч политические деятели и религиозные лидеры Камбоджи признали важным развитие российско-камбоджийских отношений в сфере межрелигиозных контактов и выразили готовность всемерно содействовать решению вопроса об организации духовного попечения о православных верующих в Камбодже.
В Таиланде прошли встречи с послом России в Королевстве Таиланд Е. Д. Островенко, соотечественниками и православными верующими. В Свято-Николаевском приходе в городе Бангкоке Преосвященным Кириллом была совершена Божественная литургия. Председатель ОВЦС нанес официальные визиты президенту Тайного совета Короля Таиланда Приему Тинсуланоку, губернатору Бангкока Самакому Сундаравейему, Верховному патриарху буддистов Таиланда Сомдету Пхра Ньясамвара, генеральному директору Департамента по делам религий Министерства образования. В ходе встреч с официальными лицами Таиланда обсуждался вопрос о статусе Свято-Николаевского прихода в Бангкоке и о дальнейших перспективах сотрудничества.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить благодарность Королю Камбоджи Нородому Сиануку, духовному лидеру Буддийской сангхи Камбоджи патриарху Бу Кри и буддийскому патриарху Сангхи «Моханикай» Теп Вонгу, Верховному патриарху буддистов Таиланда, государственным деятелям и религиозным лидерам Социалистической Республики Вьетнам, Королевства Таиланд и Королевства Камбоджа за состоявшиеся встречи и содержательный диалог по вопросу о развитии отношений с Русской Православной Церковью.
3. Считать целесообразным открытие прихода Русской Православной Церкви в городе Вунгтау (Юг Вьетнама).
4. Свято-Николаевский приход Русской Православной Церкви в Бангкоке преобразовать в Представительство Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд. Представителем Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд назначить настоятеля Свято-Николаевского прихода Русской Православной Церкви в Бангкоке игумена Олега (Черепанина).
5. Поручить игумену Олегу (Черепанину) пастырское окормление православных верующих в Камбодже и Лаосе.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о приходе святых Апостолов Петра и Павла в Дублине (Ирландия).
Справка:
В 2000 году группа верующих Русской Православной Церкви, проживающих в Дублине (Ирландия), обратилась к митрополиту Сурожскому Антонию с просьбой направить к ним священника для пастырского окормления. В Дублин был направлен клирик Сурожской епархии священник Михаил Глаголев. Была организована крепкая приходская община. 2 декабря 2001 года Дублин посетил Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. На состоявшемся приходском собрании было принято решение о создании прихода во имя святых Апостолов Петра и Павла в юрисдикции Русской Православной Церкви.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Одобрить образование прихода святых Апостолов Петра и Павла в Дублине (Ирландия).
2. Архипастырское окормление Петропавловского прихода в Дублине поручить митрополиту Сурожскому Антонию.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об итогах проведения Международной церковно-научной конференции по вопросам христианства в Китае, организованной Отделом внешних церковных связей и Институтом Дальнего Востока Российской Академии наук (22-24 ноября 2001 года).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Считать полезным состоявшийся опыт проведения совместной церковно-научной конференции.
3. Рекомендовать Отделу внешних церковных связей осуществлять дальнейшее развитие сотрудничества между Русской Православной Церковью и светскими представителями российской и зарубежной синологии в вопросах изучения проблем христианства в Китае.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите в Великобританию и Ирландию, проходившем с 28 ноября по 2 декабря сего года.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение итогами визита.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о прошедшем в Москве 13-14 декабря 2001 года VI Всемирном Русском Народном Соборе. Тема Собора – «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить глубокое удовлетворение проведением VI Всемирного Русского Народного Собора и участием в нем главы ВРНС – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Президента Российской Федерации В. В. Путина, государственных деятелей, иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви, духовных лидеров российского Ислама и других традиционных религий, парламентариев, руководителей общественных объединений, военачальников, ученых, предпринимателей, публицистов, известных представителей творческой интеллигенции.
3. Одобрить «Соборное слово» – итоговый документ VI Всемирного Русского Народного Собора.
4. Считать полезным развитие деятельности Всемирного Русского Народного Собора как постоянно действующего союза общественных организаций при активном участии и духовном водительстве Русской Православной Церкви.
СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его поездке с 18 по 20 декабря 2001 года в Хельсинки (Финляндия) для участия в праздновании 75-летия Покровской и Никольской общин и 15-летия Представительского дома Московского Патриархата.
Справка. После провозглашения независимого Финляндского государства на территории Финляндии оставалась многочисленная русскоязычная община, в начале 1920 годов пополнившаяся русскими эмигрантами. Они болезненно переживали разрыв отношений с Русской Церковью, переход Финляндской Православной Церкви на григорианский календарь и западную пасхалию. В конце 1926 года в Выборге образовалась Покровская, а в Хельсинки – Никольская православные общины, которые сохраняли традиции Русской Православной Церкви. С 1931 года общины управлялись митрополитом Волынским Евлогием (Георгиевским), Экзархом православных русских приходов в Европе, временно находившихся тогда в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1945 году общины воссоединились с Русской Православной Церковью, а окормление их было поручено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). В 1954 году общины перешли под непосредственное Патриаршее управление. В 1986 году было закончено строительство Представительского дома Московского Патриархата.
В ходе поездки 18 декабря митрополит Кирилл встретился с министром культуры Финляндии госпожой Суви Линден. На встрече были затронуты вопросы, касающиеся роли и места религии в современном мире, обсуждались различные аспекты участия Церкви в интеграционных процессах в Европе. В тот же день митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Покровском приходе в Хельсинки.
19 декабря, в день памяти Святителя Николая, в Никольском приходе в Хельсинки была совершена Божественная литургия. По приглашению митрополита Кирилла богослужение возглавил новоизбранный Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. За богослужением митрополит Кирилл наградил Патриаршими наградами клириков Московского Патриархата в Финляндии и от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви тепло приветствовал новоизбранного Архиепископа Льва. Вечером в Российском центре науки и культуры в Хельсинки состоялся торжественный акт, посвященный 75-летию приходов Московского Патриархата в Финляндии и 15-летию Представительского дома Московского Патриархата.
20 декабря митрополит Кирилл встретился с епископом Хельсинки Ээро Хуовиненом (Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии) и в тот же день отбыл на родину.
ПОСТАНОВИЛИ:
Доклад принять к сведению.
СЛУШАЛИ:
Сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о плане работы Отдела на 2002 год.
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить план внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви на 2002 год.
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о благословении на открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области и о назначении настоятельницы обители.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Благословить открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни.
2. Утвердить монахиню Нину (Дорошко) настоятельницей Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце с возложением наперсного креста по должности.
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении иеромонаха Андроника (Могилатова) наместником мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге.
ПОСТАНОВИЛИ:
Утвердить иеромонаха Андроника (Могилатова) наместником мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге.
СЛУШАЛИ:
Рапорт митрополита Курского и Рыльского Ювеналия о благословении на открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области.
ПОСТАНОВИЛИ:
Благословить открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области для возрождения в нем монашеской жизни.
СЛУШАЛИ:
Рапорт епископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона о благословении на открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгея.
ПОСТАНОВИЛИ:
Благословить открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгея для возрождения в нем монашеской жизни.
СЛУШАЛИ:
Прошение архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона об освобождении игумена Сергия (Безруких) от обязанностей наместника Пророко-Илиинского мужского монастыря в селе Месягутове Уфимской епархии и о назначении на эту должность игумена Серафима (Пенкина)
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить игумена Сергия (Безруких) от обязанностей наместника Пророко-Илиинского мужского монастыря в селе Месягутове Уфимской епархии.
2. Утвердить игумена Серафима (Пенкина) наместником Пророко-Илиинского мужского монастыря в селе Месягутове Уфимской епархии.

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ
Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ
Председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР
Архиепископ Тобольский и Тюменский ДИМИТРИЙ
Епископ Благовещенский и Тындинский ГАВРИИЛ
Епископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН
Епископ Элистинский и Калмыцкий ЗОСИМА
Епископ Полоцкий и Глубокский ФЕОДОСИЙ
Управляющий делами Московской Патриархии
Митрополит Солнечногорский СЕРГИЙ

Возврат к списку

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru