Издательский Совет Русской Православной Церкви: Новости Издательского Совета Русской Православной Церкви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Статьи и выступления
Председателя Издательского Совета
Русской Православной Церкви,
митрополита Калужского и Боровского
Климента

Актуальное выступление
Митрополит Климент: Если хочешь быть с Богом

Митрополит Климент: Если хочешь быть с Богом

Потекло время Великого поста. Уже прозвучали умилительные прошения Великого канона преподобного Андрея Критского. И вновь верующие погружаются в сугубую молитву, пост, во внутренний, перед Богом, плач о грехах. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» – сокрушаемся мы о своей жизни вместе с преподобным Андреем Критским.

А люди нецерковные смотрят на верующих и удивляются: всё то они плачут и рыдают, о грехах сокрушаются. Да разве будет время, когда грехов не будет? А когда вы будете радоваться? Ведь Бог благ и человеколюбив, всех прощает и милует.
В самом деле, нет смысла просто погружаться в лицезрение своих грехов. Всегда отцы говорят о том, что «сила Божия в немощи совершается». Если человек увидел свою немощь, т.е. свои слабые стороны – свои грехи, то он увидит и силу Божию, которая его из этой греховности тащит. Это – непреложный закон христианской жизни. Но начинать надо с рассматривания своей души.
А как же слова Священного Писания: «вкусите и видите, яко благ Господь»? Может быть, и впрямь мы «зациклились» на своих грехах, немощах, и только это и видим? В том и дело, что человек видит, что он – грешный, и тем не менее, видит, что Бог ему помогает! Не ждёт, когда мы исправимся, «тогда уж, ладно, так и быть, помогу». А постоянно оказывает всяческую помощь, присутствует в жизни человека, напоминает о нашей неправде, что-то делает для исправления его жизни, насыщения её смыслом и счастьем.
Это и есть – «вкусите и видите», когда во множестве ситуаций своей жизни видим, осознаём и убеждаемся, что несмотря на все наши грехи и проступки, Бог от нас не отказывается. Что Бог помогает нам не за наши заслуги, не за какие-то добрые дела, а просто потому, что Он – благ. Помогает, невзирая на наше недостоинство. Об этом и апостол Павел пишет: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешники», и тем самым Бог доказывает Свою любовь к нам (см. Рим. 5:8).
А если человек не будет видеть своих грехов и своей неправды, то будет считать, что заслужил от Бога награду и помощь, что он хороший, и ему это полагается. Что «достойное по делам своим приемлет», но в противоположном смысле: мол, награда заслужена, и в результате человек впадает в гордыню. А так, видение грехов как раз предохраняет от того, чтобы мы приписывали себе всё это, но только благости Божией.
Мы, со своей стороны, должны трудиться: делать то, что каждому из нас по силе, духовно бодрствовать и молиться. Важное уточнение: не ждать от себя результатов, а пребывать в труде. Ведь Господь говорил: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). То есть никаких заслуг у человека в принципе быть не может. Он просто обязан исполнять все заповеди. И даже если он их все исполнит, это – не заслуга, это потребность жизни души, потому что мы должны их все исполнять. Насколько можем. Но видя своё несовершенство, мы видим, что Бог не за наши заслуги нам помогает, а по Своей благости.
Человек, настроенный либерально, может возмутиться: «Это почему я должен что-то исполнять? Кому я должен? Где это сказано, что я должен?» Дело в том, что верующий стремится исполнять заповеди Божии по той причине, что хочет быть с Богом. И только поэтому. Ведь Сам Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Труд над исполнением заповедей – единственный путь, ведущий нас к Христу, к соединению с Ним в единую жизнь, как подобное соединяется с подобным. Этот труд уподобляет нас Христу, поэтому он так важен.
И в Евангелии подробно и понято Господь говорит, каковы эти заповеди, как нужно поступать, чтобы быть с Ним, и напротив, что не нужно делать, чтобы не нарушить единства. Даны примеры людей, которые хотели быть с Богом и шли к Нему, и тех, кто отвергал Христа и даже ненавидел Его. Надо взять Евангелие и внимательно почитать, и найдем многое, что можем применять в своей жизни!
И конечно, на вопрос «Кому и что я должен?» ответить можно только одно: себе, если хочешь спастись – осознанно поступай как говорит Христос. Он не настаивает, только объясняет, что то, что дано в Евангелии – это путь, который ведёт к вечной жизни. Другого пути нет. Человек создан для того, чтобы быть с Богом, мы родились, чтобы, пройдя земную жизнь, достичь этого единства. Это нормальное «техническое задание» для человека. Если мы покупаем какой-то прибор, мы знаем, что он должен делать. И если он всё делает, это – нормальный прибор. Мы же не пишем на завод-изготовитель: какой хороший у вас миксер, всё, что заявлено, всё делает. Как раз, наоборот: если он хотя бы чего-то не делает, мы жалуемся, пишем, что он не работает.
Так же и с человеком. Человек создан для блаженства. Но абсолютное блаженство – это Сам Бог. Вне Бога оно просто недостижимо. Для того, чтобы жить единой жизнью с Богом, человек должен стремиться исполнять заповеди. Это неразрывное единство одного и другого.
Когда мы познаём заповеди Божии и трудимся над тем, чтобы в своей ежедневной повседневности их исполнять, тем самым мы свидетельствуем, что ищем Божественного присутствия (благодати) в своей жизни. Да, пока мы не отпали от Церкви, благодать всегда пребывает с нами. Но, как правило, неявным образом: мы же не ощущаем каждую секунду, что она с нами. Хотя она с нами. А люди ищут более явного проявления благодати. И вся практика исихазма (умного делания), аскетики, постов, духовных трудов направлены на то, чтобы сделать более явным проявление благодати, вплоть до Фаворского света и так далее.
Преподобный Серафим Саровский об этом учил, как и многие святые. У преподобного Серафима – целая беседа о стяжании (приобретении) Божественной благодати. Он подробно проговаривает, что наши «внешние» усилия: службы, посты, причастие, молитвы, – способы помочь нам сосредоточиться на внутренней жизни. Само по себе ни хождение на службы, ни чтение молитв и прочее – не привлекает Бога в нашу жизнь. Но помогает нам держать себя в определённых рамках, помогает быть способными принять благодать.
Преподобный Серафим Саровский свою беседу с Мотовиловым тем и начинает, что говорит: некоторые рассуждают так: ходи в церковь, на службы, читай молитвы, клади поклоны и будешь спасён. И сам же преподобный Серафим говорит, что этого недостаточно. Не во внешних действиях дело, а во внутренних. Всё «внешнее» – это своего рода костыли, которые поддерживают нас. Но иметь костыли не означает, что человек начнёт ходить после травмы. Всё наше внешнее призвано помочь поддержать внутреннюю работу над очищением сердца через исполнение заповедей, через покаяние. Все эти способы – инструменты, чтобы помочь человеку найти действительное Богообщение, осознание ежеминутного предстояния перед Богом.
И мы, отметая разные недоумённые вопросы в свой адрес, мол, сколько можно каяться, и неужто мы такие уж великие грешники и прочее, действительно должны начинать покаянием, продолжать покаянием и завершать свою жизнь покаянием. В течение жизни покаяние будет каким-то образом меняться, мы будем глубже видеть себя – Господь будет это открывать труждающемуся, лучи Благодати, достигая глубин души, будут освящать ее темные места, которые сейчас мы не видим.
Апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12). Под образом тусклого «стекла» (в славянском переводе – зерцала, зеркала) преподобный Максим Исповедник подразумевает совесть. Это залепленное греховной грязью стекло – совесть – будет очищаться соответственно духовному деланию человека. А только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). И это – конечная цель наших трудов.
Никакие альтернативные пути в деле соединения с Господом в жизнь единую не приемлемы. Это наш основной и магистральный путь. «Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе» (из канона преподобного Андрея Критского).

«Вечерняя Москва»




Статьи и выступления

24.09.2019 Митрополит Климент: Универсальное счастье
Евангельское блаженство — счастье быть с Богом и пребывать в вечном Боге — может быть у любого человека, и к тому же его нельзя отнять.

20.09.2019 Митрополит Климент: Мечта о Царстве Божием
Время жизни утекает, словно песок сквозь пальцы. Дни летят друг за другом.

17.09.2019 Митрополит Климент: О десятом сезоне Патриаршей литературной премии

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начался прием документов на соискание десятой Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.

17.09.2019 Митрополит Климент: Ложь и оправдание

Часто человек выдает себе «индульгенцию», позволяющую пустить жизнь на самотек, не предпринимать подвига. Ложь лишает правдивой картины мира.

16.09.2019 Митрополит Климент: Занятие для думающего человека

Открывает десятый сезон и ждет заявок от писателей Патриаршая литературная премия. Об этом «Российской газете» рассказывает председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

13.09.2019 Митрополит Климент: Ценность семейной жизни
Первая семья была создана в раю. Рассказ об этом начинается со слов Творца: «Нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2, 18).

12.09.2019 Митрополит Климент: «Церковь ценит труд писателя»
14 сентября Патриаршая литературная премия открывает 10-й сезон.

10.09.2019 Митрополит Климент: Сэкономить на тех, кто всего дороже
Современному человеку нередко кажется, что деньги дают всемогущество. 

06.09.2019 Митрополит Климент: О чужом успехе

Людям всегда свойственно радоваться своим достижения, а в современную эпоху вовсе стало правилом рекламировать свои заслуги в интернете.

04.09.2019 Митрополит Климент: Патриаршая литературная премия – ориентир для авторов и читателей

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии.

03.09.2019 Митрополит Климент: Труд и стереотипы

В наше время в людях особенно проявляется неприятная черта – деление профессий на престижные и второсортные.

30.08.2019 Митрополит Климент: Труд физический и умственный
Скоро начнется новый учебный год. Родители, бабушки и дедушки будут делать все для интеллектуального развития детей, а практические навыки опять останутся без внимания. 

27.08.2019 Митрополит Климент: Мы будем обрадованы

О чем говорит событие Успения Пресвятой Богородицы? Обычно люди радуются рождению нового члена семьи и печалятся, даже до слез, когда умирают их близкие или знакомые.

23.08.2019 Митрополит Климент: Повседневная привычка или тяжкий грех?
Мы даже не замечаем, насколько обман проник в нашу жизнь.

21.08.2019 Митрополит Климент: Молиться и созидать
Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент  дал интервью «Журналу Московской Патриархии» (№8, август 2019 г.).

20.08.2019 Митрополит Климент: Про людей

Каникулы, отпуска, собранные за весь год отгулы — короткий или длительный отдых летом есть у многих.

16.08.2019 Митрополит Климент: Два совета, как бороться с завистью
Если человек завидует, страсть разлагает его изнутри. Он жалеет себя и ропщет на окружающих. 

13.08.2019 Митрополит Климент: О самооправдании

Когда люди совершают грех, часто они готовы обвинить в нем всех окружающих, но только не себя.

09.08.2019 Митрополит Климент: Судьбоносные встречи
Как часто люди желают увидеть известного человека, сфотографироваться с ним, пообщаться.

06.08.2019 Митрополит Климент: Два Федора на русском троне

«Разве их было двое? Не помню…», — такова типичная реакция наших соотечественников на вопрос по истории родной страны.


Новости 521 - 540 из 886
Начало | Пред. | 25 26 27 28 29 | След. | Конец Все
--

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru